"Попрыгунья", анализ рассказа Чехова

"Попрыгунья", анализ рассказа Чехова, анализ произведения



"Попрыгунья", анализ рассказа Чехова


"Попрыгунья", анализ рассказа А.П. Чехова.

Идейно-художественный анализ.
План:
1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства).
История создания данного произведения (если известна).
2. Жанр произведения.
3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку.
Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).
4. Тема произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).
5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия, работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)
7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).
8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие, заимствованные, жаргонные слова, для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).

Сюжет рассказа "Попрыгунья" (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки.
Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.
Все за ней ухаживают, учат своему искусству, и Ольга Ивановна увлечена ими.
"Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбой компании, правда, деликатной и скромной, Дымов казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах". Гоняясь всю жизнь за знаменитостями и собирая их у себя в доме, Ольга Ивановна не разглядела замечательного таланта самоотверженной души своего мужа. Когда он, заразившись дифтеритом от больного ребёнка, умирает и товарищи врачи говорят о нём как о редком, замечательном человеке, Ольга Ивановна сожалеет, что "прозевала знаменитость".
Дымов изображён мягким, интеллигентным человеком, любящим свою жену. Но, видя вокруг себя, в своём доме эту духовно ограниченную компанию, он не может, в силу своих понятий о культуре, выразить недовольство, не сопротивляется, мирится с бесцеремонностью жены. Даже когда стало ясно, что жена изменяет ему, он не решается объясниться, надеясь, что ужасная драма разрешится сама собой.
В пору этих тяжёлых переживаний Дымов умирает.
Особенности стиля. В рассказе "Попрыгунья" отчётливо выразился художественный стиль, которым овладел Чехов к концу 80-х-началу 90-х годов.
Авторская ирония проглядывает в том, как сочетаются и соотносятся детали картины, отбору которых писатель придаёт важное значение. На своей свадьбе Ольга Ивановна как бы демонстрирует мужа своим знаменитым друзьям: "Посмотрите на него: не правда ли, в нём что-то есть,- говорила она, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека ".
Здесь же она, "хватая за руку" собеседника, повторяя "слушайте, слушайте", рассказывает, как "Дымов врезался по самые уши", а она "всю ночь проплакала и сама влюбилась адски". Грубая, примитивная лексика выдаёт Ольгу Ивановну с головой. Она не стыдится говорить чужим людям о своих отношениях с мужем.
Детали поведения и речь рисуют человека поверхностного, легкомысленного, невоспитанного.
Чехов не оставляет у читателя никаких сомнений насчёт характера и нравственных качеств Ольги Ивановны. Тут же, на свадьбе, она ещё раз демонстрирует мужа, как экспонат: "Не правда ли, в нём есть что-то сильное, могучее, медвежье? Теперь его лицо обращено к нам в три четверти, плохо освещено, но когда он обернётся, вы посмотрите на его лоб. Рябовский, что вы скажете об этом лбе?
Дымов, мы о тебе говорим!- крикнула она мужу.- Иди сюда.
Протяни свою честную руку Рябовскому- Вот так. Будьте друзьями."

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )