Школьные олимпиады

Олимпиадные задания по биологии 9 класс


Олимпиадные   задания   по   биологии



Олимпиадные   задания   по   биологии.          9   класс.


Олимпиадные задания по биологии 9 класс

1.

Известный эколог Л. Г. Раменский разделил живые организмы на три группы
по стратегиям выживания в природных сообществах (экосистемах):
виоленты (образно названные им «львами»),
патиенты («верблюды») и эксплеренты («шакалы»).
«Львы» – сильные конкуренты, захватывающие весь широкий диапазон условий, в котором могут жить.
«Верблюды» обитают лишь в условиях с бедными ресурсами и переносят тяготы жизни благодаря наличию специальных приспособлений.
«Шакалы», как и «львы», предпочитают изобилие ресурсов, но, в отличие от них, являются слабыми конкурентами: всплески численности «шакалов» происходят в периоды временного отсутствия «львов».

а) К каким из описанных выше групп относятся следующие растения:
1) дуб, 2) ива, 3) ковыль, 4) копытень, 5) лиственница, 6) малина, 7) орляк, 8) пырей, 9) рис, 10) саксаул?

б) Объясните, почему разделение на «львов», «верблюдов» и «шакалов» является условным.
В каких случаях живые организмы занимают промежуточное положение между этими группами или могут быть отнесены сразу к нескольким из них?
Приведенные вами соображения подтвердите примерами.

2.

а) Какие из перечисленных ниже птиц выращиваются человеком с целью получения яиц:
1) гагара, 2) голубь, 3) гусь, 4) журавль, 5) индейка, 6) курица, 7) перепел, 8) страус, 9) утка, 10) цесарка?

б) Какими особенностями должна обладать птица,
чтобы ее можно было использовать для выведения яйценосной породы?
Для каждой из упомянутых вами особенностей приведите по 1–2 примера птиц (не упомянутых в пункте а),
обладающих и не обладающих этой особенностью.

 

3.

В трагедии В. Шекспира «Гамлет» Офелия, собрав букет цветов, раздает их придворным и членам королевской семьи как средства от разных болезней.

а) Сможет ли использовать в лечебных целях свой подарок придворный, получивший от Офелии:
1) алтей, 2) валериану, 3) крапиву, 4) лопух, 5) мать-и-мачеху, 6) мяту, 7) ноготки, 8) одуванчик, 9) полынь, 10) пырей, 11) шалфей, 12) щавель конский?

б) Обоснуйте ответы, данные вами в пункте а.
Конечно, Офелию вряд ли можно считать идеальным фитотерапевтом.
Чтобы лекарственные растения оказывали максимальный эффект, при их сборе следует учитывать много разных соображений.
Какие советы вы могли бы дать сборщику лекарственных растений?
Объясните, в чем состоит их целесообразность.

 

4.

Весьма популярными мелиоративными мероприятиями являются осушение чрезмерно увлажненных почв и орошение тех участков, на которых наблюдается недостаток воды.
Однако эти, казалось бы, полезные действия могут вызывать неблагоприятные последствия. Какие?

 

5.

Многие болезни человека (как, впрочем, и болезни животных и растений) «тяготеют» к определенным сезонам:
для одних пик заболеваемости приходится на лето, для других – на зиму и т.д.
Перечислите причины, с которыми это может быть связано. Каждую из указанных вами причин проиллюстрируйте примерами.

 

6.

Известно, что у некоторых видов термитов и муравьев существуют солдаты-«камикадзе».
Эти особи, вступая в сражение с врагами, жертвуют собой: при сильном сокращении мускулатуры брюшко разрывается, и содержащаяся в нем ядовитая жидкость обрушивается на неприятеля.
Это свойство, безусловно, полезно для термитника (муравейника) в целом, но лишь при ограниченном его использовании (не всеми солдатами и не при любой угрозе) – ведь иначе солдат вообще не останется.
Как же в муравейнике (термитнике) может регулироваться интенсивность применения данного способа защиты и нападения?
Предложите ваши гипотезы и опишите способы их проверки.

 

7.

Из записных книжек Кифы Мокиевича:
«Ученые патетически описывают, что разные водные организмы могут накапливать определенные ионы в крайне высоких концентрациях.
Например, в теле асцидий содержание ванадия – редчайшего элемента – достигает 0,16%.
А вспомним огромные залежи железа и марганца на дне Мирового океана, созданные микроорганизмами!
Восхитительно? На самом деле надо не восторгаться, а спасать природу.
Ценные соединения захватываются немногими счастливчиками и надолго выводятся из круговорота веществ.
Снижение численности этих «Плюшкиных» до минимального уровня позволит повысить продуктивность экосистем!»
Что вы могли бы возразить Кифе Мокиевичу?

Олимпиада по биологии 9 класс с ответами



Олимпиада по биологии

Олимпиада по биологии 6 - 11 класс с ответами

Олимпиада по биологии 6 класс
Ответы к олимпиаде 6 класс
Олимпиада по биологии 7 - 8 класс
Ответы к олимпиаде 7-8 класс
Олимпиада по биологии 9 класс
Олимпиада по биологии 10 класс
Олимпиада по биологии 11 класс


Будь в числе первых!
Открытая группа:
Решение школьных олимпиад.
Решаем, обсуждаем, спорим, помогаем.













Олимпиада по биологии 9 класс с ответами

Реальные варианты олимпиад для 9, 10, 11 классов с подробным решением задач и развернутыми ответами.


Яндекс.Метрика
^Наверх^