Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова



Поэт и общество. Сочинение, Лермонтов



Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.
И скучно и грустно, и некому руку подать. М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя "избранником" судьбы, "странной" и неминуемо трагичной личностью.
Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок.
Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение "Смерть Поэта".
Погиб Поэт! невольник чести - Пал оклеветанный молвой...
Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. Известно, что "Смерть Поэта" - отклик на трагическую судьбу Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И пенно начинаешь понимать - это боль и за собственную просьбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в своем стихотворении.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник, раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В моей душе, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я - или Бог - или никто!
Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире - самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен "печатью" судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди.
А Лермонтов не находил понимания ни в семье ("Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть"),
ни в любви и дружбе, ни в обществе.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!, что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!
Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть 6ыми средствами.
В окружающих его людях нет места творчеству, правдивому познанию мира, дружбе и любви,
поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства,
вспоминая победу над Наполеоном, одержанную "отцами".
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому "Не мощному" поколению, не выделяя себя, говоря "мы", а не "они"
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного.
Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, "облитый горечью и злостью", жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта.
Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же - апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу - ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. "Прощай, немытая Россия" - одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений "Бородино", и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно испометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор - невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня...
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком...
Одинок я - нет отрады...

Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении "Маскарад" и прозе - "Герой нашего времени", но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.



Сочинения по произведениям и творчеству Лермонтова