Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова



Лермонтов и история. Ссочинение



М.Ю. Лермонтов в своих произведениях обращался к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей.
В исторических произведениях Лермонтова большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над "простыми смертными", которым их наделили многие писатели. Да и историзм Лермонтова необычен. Он имеет сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении историзм Лермонтова условен.
Так например история Мцыри является эпизодом из истории русско-кавказских отношений, но это заметно только вначале. По ходу действия история отходит на второй план уступая судьбе и личным переживаниям главного героя.
Таким образом в произведениях Лермонтова исторические детали служат только для прояснения внутреннего мира героев.
Другая черта присущая лермонтовскому историзму, это постоянные сравнения минувшего и времени в котором жил поэт . Разочарованный в настоящем, Лермонтов не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: "Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы" ("Бородино"). Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении "Бородино" по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что "в бездействии состарится оно". История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях "Новгород", "Приветствую тебя воинственный славян" звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, "богатырями". Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение "Два великана". Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение - Москвы с великаном "в шапке золота литого"! О противнике "старого русского великана" Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его "трехнедельным удальцом".
Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.
Я думаю, что при обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великого русского классика – М. Ю.Лермонтова.




Историческая тема в поэзии.
Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих современников поэта. К его образу, который "выше похвал, и славы, и людей", поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. "Атаман"), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильного человека получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова второго периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года "Бородино": Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Обращение Лермонтова к исторической теме - это взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит "могучее, лихое племя", а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда...

Эпоха, когда общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят "веков протекших великаны", так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков.

"Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем".
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Так же как в стихотворении "Бородино" поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны. В "Песне..." объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси.
Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя "Песни..." особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они - сильные личности, достойные внимания. Очевидно их противопоставление людям "нынешнего племени". К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в "Балладе" 1831 года. И он упал - и умирает Кровавой смертию бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: "Смотри, как умирают люди..." Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело - "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину. Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!
Ах, ребята, пейте - дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина и боярыню его белолицую!

Характерны обращения:
"Ох ты той беси, царь Иван Василье вич" или "Господин ты мой, Степан Парамонович".
"Песня..." тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: "добрый молодец", "святая правда-матушка", "красно солнышко", "широка грудь" и прочие, песенные сравнения: "Ходит плавно - как лебедушка; смотрит сладко - как голубушка; молвит слово - соловей поет...", а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал "Песни..." является по традиции "славой" боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере "Песни..." мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам.
Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости.
Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.



Сочинения по произведениям и творчеству Лермонтова