Сочинение на тему

Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Сочинение на тему: Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Найти сочинение на тему:


Сочинения по литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

Проблемно-тематический анализ произведения.

Толстовское стремление исследовать глубины исторического и личного бытия замечательно сказалось в работе над его великой книгой "Война и мир". В поисках истоков декабристского движения он пришел к эпохе Отечественной войны 1812 года, сформировавшей будущих дворянских революционеров. Преклонение перед героизмом и жертвенностью "лучших людей" начала XIX века писатель сохранил на всю жизнь.
Историческая подготовка движения декабристов не заняла главного места, хотя и нашла отражение в романе. Более того, в эпилоге "Войны и мира", вместе с рассказом о возвышенных мечтах Николеньки Болконского, иронически повествуется о гордых и самонадеянных рассуждениях Пьера Безухова, полагавшего, что деятельность небольшой группы людей в Петербурге способна переменить основы всей жизни России.
История входит у Толстого в роман с первых же его страниц внутренним состоянием и отношениями между вымышленными лицами. Это происходит на вечере у Анны Павловны Шерер, где гости разговаривают о гриппе в Москве. Само упоминание об этой болезни исторично.
Сплетая историю с частным существованием людей, автор "Войны и мира" стремился утвердить тип общественного развития, основанный на самых простых и непреложных проявлениях человеческой жизни.
Нераздельность частного существования каждого и жизни всех наиболее решительно в романе отстаивается образом Платона Караваева. Как и Наташа, Каратаев тоже руководим отнюдь не расчетом, не разумом. Но в его стихийных побуждениях, в полную противоположность Наташе, нет ничего и лично своего. Даже во внешности этого героя снято все индивидуальное, а говорит он пословицами и поговорками, запечатлевшими в себе лишь общий опыт и общую мудрость. Каратаев имеет собственное имя и определенную биографию, при этом он в полной мере свободен от собственных желаний, не существует для него ни личных привязанностей, ни хотя бы инстинкта самосохранения.
Каратаев наделен именем древнего философа Платона, что, по Толстому, прямо указывает на самый высокий "тип" пребывания человека среди людей, участия в движении времени.
Платон Каратаев уже немолодой солдат. Прежде, в суворовские времена, он участвовал в походах. Война 1812 года застала его в московском госпитале, откуда он и попал в плен. Здесь нужна была уже не воинская доблесть, а терпение, выдержка, спокойствие, умение приспосабливаться к условиям и выжить, дождаться победы, в которой Платон был уверен, как всякий русский человек того времени. Он выразил эту свою мысль пословицей: "Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае".
Исследователи подчеркивают крестьянскую крепость, трудолюбие, оптимизм Каратаева как важные положительные, истинно народные черты. Без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но и вообще жить.
Наблюдая Каратаева и всю обстановку плена, Пьер понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований, что счастье в нем самом, то есть в самом человеке, в его праве жить, радоваться солнцу, свету, общению с другими людьми.
Образ Каратаева вообще наиболее непосредственно связывает вместе картины жизни и самые различные рассуждения Толстого. Здесь открыто сходятся, взаимно "высвечивая" друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, "организует" его.
Так создатель "Войны и мира" объяснил, что ввести истинный взгляд на историю было его неизменной целью, о достижении которой он постоянно и всячески заботился. Само же существо этого взгляда предполагало, прежде всего, развертывание человеческих отношений.
В описании грандиозных событий русской истории Толстой-художник пытался передать судьбу людей, Толстому-историку же были необходимы герои. Главное различие здесь заключается в том, что герои отображают лишь один взгляд на действительность, а люди соответствуют всем сторонам жизни.
В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой развивал свои философские мысли о свободе и необходимости в истории и частной жизни: "Так называемая власть над людьми... есть наибольшая зависимость от них".
Книга Толстого не только о предопределенности в истории, но и о свободе личности, ограниченной лишь нравственным идеалом.
Своим произведением Толстой утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых великих людей не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно, чем сознательно. Человек более свободен в жизни личной, чем в общественной. И чем выше он стоит на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе.
Толстой приходит к выводу, что "царь есть раб в истории". Заслуга Кутузова, например, состоит в том, что он есть точка приложения равнодействующих народных сил. Писатель отражает и моменты бездействия Кутузова, но это не снижает роли этого лица в истории, так как он не может распоряжаться ходом исторических событий. Но Кутузов может осознать действительный ход событий и быть его сознательным проводником. В противоположность ему Наполеон – лишь пешка в руках истории.
Роман "Война и мир" в полной мере воплотил всю философию Л.Н. Толстого, его понимание истории, и в этом плане он был произведением новаторским.



Сочинения на все темы школьной программы


Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru