Сочинение на тему

Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова

Сочинение на тему: Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова


Найти сочинение на тему:


Сочинения по литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова


Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова.

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии.
Его "научные" стихи - не простое переложение в стихотворную форму достижений науки.
Это - действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого.
Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме.
Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества.
Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом.
Так появились два тесно связанных между собой произведения: "Утреннее размышление о божием величестве" и "Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния". Оба стихотворения написаны в 1743 г.
В каждом из "Размышлений" повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям.
Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.
Так, в первой строфе "Утреннего размышления" изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы.
Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца.
Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть "бренное" человеческое "око",- раскаленную, бушующую поверхность солнца:
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний.
Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых "земных" образов: "огненны валы",
"вихри пламенны", "горящи дожди".
Во втором, "вечернем" размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи.
Вначале, так же как и в первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу:
Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна
Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир.
Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает ряд гипотез о физической природе северного сияния.
Научные интересы Ломоносова всегда были тесно связаны с его практической деятельностью.
Одним из свидетельств такого единства служит знаменитое "Письмо о пользе стекла", созданное автором одновременно с хлопотами по организации стекольной фабрики в Усть-Рудице, близ Ораниенбаума.
Производство стекла в России только начиналось, его необходимость приходилось доказывать.
Поэтому в "Письме" подробно перечислены разнообразные случаи применения стекла, начиная с украшений и кончая оптическими приборами.
От конкретных примеров использования стекла Ломоносов переходит к вопросам, касающимся судеб передовой науки.
Называются имена великих естествоиспытателей Кеплера, Ньютона, Коперника.
Упоминание о Копернике дает Ломоносову возможность раскрыть суть гелиоцентрической системы.
"Письмо о пользе стекла" восходит к образцам античной научной поэзии.
Одним из далеких предшественников Ломоносова в этой области был римский поэт Лукреций, автор поэмы "О природе вещей".
По аналогии с книгой Лукреция некоторые исследователи и "Письмо о пользе стекла" также называют поэмой, не учитывая жанрового своеобразия произведения Ломоносова.
Перед нами именно письмо, имеющее конкретного адресата - Ивана Ивановича Шувалова, видного вельможу и фаворита императрицы Елизаветы Петровны.
Шувалов покровительствовал наукам и искусству.
При его содействии были открыты университет в Москве и Академия художеств в Петербурге.
К его помощи Ломоносов неоднократно обращался для осуществления своих планов.
"Письмо о пользе стекла" - своеобразная параллель к одам Ломоносова, в которых поэт стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки.
Но в отличие от торжественных од, "Письмо" не предназначалось для дворцовых церемоний и представляло собой неофициальное обращение поэта к Шувалову, чем и объясняется его строгий, деловой, лишенный всяких риторических украшений стиль.



Сочинения на все темы школьной программы


Достижения науки в "Научных" стихах Ломоносова

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru