Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Сочинение на тему: Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"



Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"



Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Конфликт поколений: младшее поколение считает,
что оно может все сделать лучше, чем старшее;
старшее считает, что оно знает, на что младшее способно.
Александр Циткин.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма - модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.
Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий - разночинно-демократической и либерально-дворянской.
Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: "ко всему относится с критической точки зрения". Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.
По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: "- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! - воскликнул Базаров с презрительною усмешкой". Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: "Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе".
Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой - спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.
Основным идейным противником Базарова является дядя его друга - Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: "...это слово означает человека, который... который ничего не признает? - Скажи: который ничего не уважает".
Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта ("мне скажут дело, я соглашаюсь..."). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное "принсип" - культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто "не признает принсипов", исключает себя из жизни общества, "обречен жить в пустоте".
Немного позже, в прямой "схватке" Павла Петровича с "лекаришкой", Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: "Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы
положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!".
Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, "запиваемый чаем", на самом деле исполнен внутреннего напряжения.
Позиция Базарова в этом разговоре - не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода "отвлеченностей" у Базарова значатся "аристократизм, либерализм, прогресс", которые для человека 60-х годов являются не более чем "бесполезными" словами.
И как противовес дворянским "отвлеченностям" - убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" или "Рафаэль гроша медного не стоит", которые приводят в бешенство Кирсанова.
"Единоборство" героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит "неожиданное" - ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист "поступил благородно". Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.
Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.
Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.
Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.


Сочинения на все темы школьной программы