Насилие и справедливость в рассказе А.П. Чехова Палата № 6

Насилие и справедливость в рассказе А.П. Чехова Палата № 6

Сочинение на тему: Насилие и справедливость в рассказе А.П. Чехова Палата № 6



Насилие и справедливость в рассказе А.П. Чехова Палата № 6



Насилие и справедливость в рассказе А.П. Чехова Палата № 6.

Проблемно-тематический анализ произведения
План сочинения.:
1. Несколько слов о писателе (какое место он занимает в русской и мировой литературе), его творческой манере (чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях).
2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко. Какими критиками и писателями это отмечалось и каким образом.
3. Раскрыть суть данной проблемы (темы):
- в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко;
- с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается;
- почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему,как он решает ее.
4. Указать ее значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.

Рассказ А.П. Чехова "Палата № 6" ставит перед читателем сложные проблемы философского и социального характера. Сюжет произведения прост, но от этой простоты еще явственнее становится весь ужас описываемой Чеховым действительности.
Палата № 6 - это палата для умалишенных. В ней, в совершенно нечеловеческих условиях, обитают пятеро человек под охраной сторожа Никиты. Этот субъект отличается тем, что "бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка".
Чехов показывает, что обитатели палаты - просто несчастные люди. Один из них - "высокий, худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами, сидит, подперев голову, и глядит в одну точку". Рядом с ним находится еврей Мойсейка, который попал в палату после того, как у него сгорела шапочная мастерская.
Соседом этих людей является Иван Дмитрич Громов - дворянин, бывший судебный пристав и губернский секретарь. Рассказчик испытывает к этому человеку большую симпатию, и это неслучайно: "Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск".
Мы узнаем, что у этого героя развилась мания преследования. Примечательны обстоятельства, при которых проявилась его болезнь: как-то раз Громов увидел, как мимо него ведут арестантов. Что-то переключилось в голове этого человека, знакомого с российской судебной системой, и ему стало казаться, что за ним непременно придут, его арестуют и посадят в тюрьму.
Казалось бы, почему вдруг этот образованный и умный человек стал одержим таким нелепым страхом? Но, мне кажется, именно потому, что Громов был образован и "вращался" в судебной системе, знал ее механизмы изнутри, его и одолела такая мания. Этим примером Чехов поднимает вопрос справедливости российского правосудия, под "ножом" которого может оказаться совершенно любой человек, в том числе и невиновный. Получается, что все люди в равной степени беззащитны перед русским судом. И в этом заключается колоссальная несправедливость и колоссальный произвол!
Вообще, тема насилия и справедливости - одна из ведущих в рассказе. Она продолжает развиваться на протяжении всего произведения в разных аспектах, с разных точек зрения.
Так, душевнобольные поднимают вопрос о справедливости их нахождения в палате № 6, в невыносимых условиях, где над ними издевается пьяница Никита, а врачи давно позабыли про их существование. Действительно, почему именно эти несчастные вынуждены сидеть взаперти, когда миллионы умалишенных разгуливают на свободе? Почему этих больных, но все же людей, держат, как в тюрьме, без суда и следствия, без приговора? Громов кричит доктору Рагину: "У меня мания преследования, постоянный мучительный страх, но бывают минуты, когда меня охватывает жажда жизни, и тогда я боюсь сойти с ума. Ужасно хочу жить, ужасно!"
И, что самое страшное, доктор и сам не видит в этом справедливости. Он может лишь сказать, что кто-то же должен сидеть в таких местах. Совершенно случайно получилось так, что именно эти люди попали в палату. Простая случайность, не более того... Злая судьба, рок, фатум... Что это, несправедливость судьбы? Или общество тоже "приложило к этому руку"? Думается мне, что писатель обвиняет в таком антигуманном отношении именно человеческое общество, способное, при желании, относиться к своим членам лучше.
Получается, что насилие и несправедливость пронизывает все общество, все стороны жизни человека, начиная от личных и заканчивая общественными, глобальными. Больше того, Чехов показывает, что апатия и стороннее отношение оборачиваются в такой ситуации трагедией - система уничтожает, затягивает в свои сети несправедливости и насилия.
Примером тому служит судьба доктора Рагина, принявшего позицию философствующего "лежебока". Этот добрый и справедливый по своей природе человек, к сожалению, не обладал сильным характером. Сталкиваясь с неразрешимыми противоречиями жизни - неизбежной смертью, болезнями, муками и страданиями людей, он наконец убедился в своем полном бессилии. Что ему оставалось делать? Рагин предпочел думать, что все это законы природы, которые не переспоришь. Для чего стараться что-то делать, улучшать жизнь, бороться за облегчение участи больных? "Все в тебе, и счастье, и горе" - решил герой и начал жить, руководствуясь такой философией.
Однако так было до тех пор, пока доктор сам не столкнулся с обратной стороной жизни. Он, из-за подковерных интриг, сам оказывается пациентом палаты №6! Пассивная позиция сделала и этого "благополучного" героя жертвой несправедливости и насилия.
Судьба Рагина печальна. Он, не выдержав такого поворота судьбы, умирает в палате для умалишенных. Заканчивается рассказ печально: "Через день Андрея Ефимыча хоронили. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка".
Таким образом, в своем рассказе Чехов выступает не только против насилия и несправедливости в обществе, но и против пассивности и слабости людей, боящихся что-то менять, бороться с чем-то. Это приводит к страшным последствиям, говорит Чехов. На месте несчастного и обездоленного может оказаться каждый. И только активная жизненная позиция способна что-то изменить в этом мире.


Сочинения на все темы школьной программы