Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи?

Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи?

Сочинение на тему: Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи?



Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи?



Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи?

Базаров и Раскольников - персонажи, "принадлежащие" разным писателям и разным книгам. Однако их смело можно назвать "героями одной эпохи". Оба они существуют и действуют в 60-ые годы 19 века. Несомненно, что Раскольников и Базаров порождены и принадлежат этому времени, являются его выразителями и его жертвами.
Вспомним, что 19 век - это время, когда в воздухе носились идеи грандиозных социальных и культурных перемен. Совсем недавно во Франции произошла Великая французская революция, Отечественная война 1812 года заставила русское дворянство под другим углом взглянуть на устройство своей отчизны, в 1825 году произошло восстание декабристов
В социальном и экономическом плане дворянство - многовековой "оплот" России - стало все больше уступать свои позиции "людям из народа": купцам, разночинцам. Давно назрела необходимость и готовилась реформа по отмене крепостного права - закон, который должен был перевернуть все российские устои, направить жизнь в абсолютно иное русло.
В этот период в головах молодых людей господствовали крайне революционные, кардинальные, во многом разрушительные, идеи. Юноши потеряли опору своего существования, утратили жизненные ориентиры. Они решили, что разрешено все - и никто не сможет их остановить. К чему это приводит, Тургенев и Достоевский показали на примерах своих героев.
Так, Базаров - выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает "нигилизм".
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта".
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это - выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все - они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем".
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию - разрушают "заблуждения предков". На восклицание Николая Петровича "да ведь надобно же и строить", Евгений отвечает: "Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить".
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
Раскольников - так же, как и Базаров, разночинец и студент (правда, не окончивший курса). Он, как и герой Тургенева, человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали "большинства". Отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у него и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль.
Для подтверждения своей "болезненной гипотезы" Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Родион - идейный убийца, совершающий преступление "для себя одного", чтобы "себя проверить" - доказать себе, что он "не тварь дрожащая".
Раскольниковым, как и Базаровым, руководит гордыня - один из самых страшных грехов. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, заставляет Раскольникова и Базарова манипулировать судьбами других людей.
Однако в итоге оба героя приходят к осознанию ошибочности своих идей, и это приводит их к глобальному духовному кризису. У Базарова не получается справиться с этим, и герой погибает. Раскольников же, очень медленно и мучительно, меняет жизненные ориентиры, встает на правильный путь.
Таким образом, Базаров и Раскольников - "дети" одной, "темной", эпохи, порождающей разрушение и гибель. Оба героя стали ее жертвами, однако, благодаря своему личностному потенциалу, в итоге пришли к сознанию, во многом трагическому, своих ошибок.


Сочинения на все темы школьной программы