Смысл названия романа Тургенева "Дворянское гнездо"

Смысл названия романа Тургенева "Дворянское гнездо"

Сочинение на тему: Смысл названия романа Тургенева "Дворянское гнездо"



Смысл названия романа Тургенева "Дворянское гнездо"



Смысл названия романа И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".

Роман Тургенева "Дворянское гнездо" возбудил большой интерес в литературных и журнальных кругах.
Его отличает гармоничное сочетание драмы, лирики и эпоса.
Тургеневское объяснение духовного богатства героя связано с национальным богатством народной жизни.
В романе Тургенева нашли отражение вся умственная жизнь послепушкинской эпохи, борьба славянофилов и западников.
Писатель пытается раскрыть духовную драму интеллигенции XIX века. Так, в 25 главе произведения дается сцена идеологического спора Лаврецкого и Михалевича. Вместо ответа на вопрос Лаврецкого о том, что делать, как должна развиваться Россия, Михалевич уходит в область отвлеченных идеалистических рассуждений.
На протяжении целых десяти глав Тургенев широко развернул предысторию своего героя, изобразил целый мир прошлой дворянской жизни с ее социальными порядками и нравами.
Биография Федора Лаврецкого становится историей его рода. Неслучайно Тургенев отказался от первоначального названия произведения - "Лиза" - и предпочел название "Дворянское гнездо" как более подходящее, по его мнению.
Крепостнический порядок жизни с его дикими, самодурными нравами определил детскую судьбу Лаврецкого. Его насильственно оторвали от матери, Маланьи Сергеевны, бывшей крестьянки, "безответной, постоянно смущенной и запуганной". Он догадывался о ее печальной участи, смутно понимал ее положение в доме, и ... полюбил ее страстно.
Уже мальчиком Лаврецкий почувствовал одиночество в родном поместном дворянском кругу. Дедушка считал его дурачком, а тетка - "настоящим мужиком". Плебейское происхождение с раннего детства выделяет Лаврецкого из родной среды и объясняет, по мысли писателя, духовное богатство его личности.
Вскоре последовал деспотизм отца-англомана, окончательно лишивший Федю свободного проявления его духовного "я". Система домашнего дворянского воспитания, на досуге придуманная его отцом, поставила Федора Ивановича в ложное положение, лишив его знания потребностей реальной жизни. Эта система, заключает автор, "сбила с толку мальчика, поселила путаницу в его голове, притиснула ее".
Лаврецкий оказывается "вывихнутым", что и сказалось в истории его жизненных неудач. Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую он совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, на много лет оставил родину.
Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого. Биографическое отступление о предках героя имеет огромное значение для раскрытия его характера. Федор Иванович рано заметил "разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым мелким деспотизмом". Навсегда запомнился ему образ кроткой, беззащитной матери, жертвы дикого крепостного строя жизни.
По матери близкий к народу, Лаврецкий был наделен той моральной отзывчивостью, которая помогла ему пережить трагедию личного чувства и понять свою ответственность перед родиной.
Это сознание образно выражается им как стремление пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать. Чуждый раздвоенности и рефлексии "лишнего человека", Лаврецкий зорко присматривался к проявлениям реальной общественной жизни и чутко улавливал направления народного развития. Кровно связанный с народной жизнью, Лаврецкий всеми своими мыслями и чувствами представляет демократическую культуру.
Близкую связь с родиной герой остро ощущает в своих заграничных скитаниях.
Лаврецкий - живой человек, прошедший множество сомнений, внутренних страданий. Этим объясняется весь его душевный процесс, драма всех его отношений. Лаврецкий чувствует и думает в масштабах целой России, сосредоточенно размышляет над проблемами национального развития.
Лиза Калитина и Федор Иванович, испытавшие на себе воздействие народной жизни, объединяются и противостоят Варваре Павловне и Паншину, жившим по законам дворянской среды.
Роман "Дворянское гнездо" отличается эпической широтой, потому что писатель сознательно стремится к раскрытию неповторимого национального склада характера, психологического и эмоционального строя народа, поэтического содержания народной жизни, ее богатых возможностей развития.
Название романа имеет философско-аллегорическое звучание.
Тема родового гнезда, отчего дома, "малой" и "большой" Родины имеет первостепенное значение и в литературе последующих поколений.
Вклад Тургенева в разработку этой темы трудно переоценить.


Сочинения на все темы школьной программы