Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова

Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова

Сочинение на тему: Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова



Сопоставительная характеристика Кирсанова и Базарова



Сопоставительная характеристика Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Эпиграф к сочинению.

Я попытался представить конфликт двух поколений.
И. С. Тургенев.

План сочинения.
I. Вечная проблема поколений.
II. Противоположность взглядов главных героев.
2.1. Жизненное кредо двух героев.
2.2. Внешний вид П. П. Кирсанова и Е. Базарова.
2.3. Споры между главными героями:
а) об общественном строе в России;
б) о народе;
в) об искусстве;
2.4. Любовь в жизни героев.
III. Преемственность двух поколений.

Читая произведение Тургенева "Отцы и дети", мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений.
Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение.
В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития.
Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
Такими показывает нам И. С. Тургенев главных героев романа П.П. Кирсанова и Е. Базарова. Сопоставляя их, мы видим совершенно разных людей.
Евгений не принимает образ Петровича и называет его "несчастным", который "скорее сожаления достоин, чем насмешки".
Кирсанов вошел в жизнь по проторенной дороге, а Базаров считает: "Всякий человек сам себя воспитывать должен...".
Очевидно их резкое отличие и во внешнем облике: одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий представитель старшего поколения несовместим с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным нигилистом.
Базаров и Кирсанов - люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей сдержанности отсутствие конфликтов между ними невозможно.
Разногласия главных героев наблюдаются в спорах, где раскрывается их отношения к общественному строю, к народу, о роли искусства.
Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: Нам дорога - цивилизация. Нам дороги её плоды...". В этих словах и заключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми".
Но, в отличие от "сидящих сложа руки" аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. В итоге,
Павел Петрович был вынужден признать, что в обществе не все в порядке.
Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте общество" - только в этом он видит пользу.
В споре о русском народе представитель "отцов" умиляется отсталостью, патриархальностью, Базаров же понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недостатками. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
В конфликтах сталкиваются также эстетические позиции двух героев.
Евгений полагает, что читать Пушкина "никуда не годится, пора бросать эту ерунду", а Рафаэль "гроша ломаного не стоит", что "порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта". Однако Кирсанов считает, что без искусства - нет жизни, что каждый человек должен знать хотя бы основы живописи, поэзии и невозможно сделать шаг вперед не имея представления о прекрасном.
Тем не менее, в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить.
Чувства к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыли ему бездонность собственной души. Сердце его бурлит от неиспользованных чувств и это в полной мере раскрывается на пороге его смерти.
В истории же Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю силу человека и привела к духовной его гибели.
Таким образом, Тургенев в романе "Отцы и дети" показал идейную борьбу двух поколений, сражение отживающих свой век старых и только зарождающихся новых идей и убеждений.
Ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предков.
Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, реальное движение вперед.


Сочинения на все темы школьной программы