Сравнение писем Онегина и Татьяны

Сравнение писем Онегина и Татьяны

Сочинение на тему: Сравнение писем Онегина и Татьяны



Сравнение писем Онегина и Татьяны



Сравнение писем Онегина и Татьяны.

В произведении А.С. Пушкина "Евгений Онегин" мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века.
Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писем.
Рубеж восемнадцатого-девятнадцатого веков называют эпистолярной эпохой. В то время было модно писать письма, многие из них сейчас опубликованы как документы и образцы письменности того времени.
Не случайно Белинский назвал роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни".
Любовная переписка русских дворян нашла отражение в пушкинском шедевре.
В контексте романа в стихах письмо Татьяны и письмо Онегина представляют собой относительно самостоятельные тексты. Автор старается убедить читателя в том, что в произведении приведены подлинные письма: "Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу", или "Вот вам письмо его точь-в-точь". Скорее всего, именно с целью создать видимость "чужого" текста оба письма написаны иначе, чем главы романа. Пушкин, создавший особую строфику романа и мастерски овладевший "онегинской строфой", лишает тексты писем этой прекрасной черты. Письма двух главных героев этой уже ставшей классическим образцом для подражания любовной истории (почти все романы И.С. Тургенева варьируют фабулу - "она его полюбила - он ее отверг; он осознал свою ошибку, но нечто мешает им быть вместе") существуют как текст в тексте, этим определяется их особенность и своеобразие оформления. Например, перед каждым посланием Пушкин дает заголовок - "Письмо Татьяны к Онегину", "Письмо Онегина к Татьяне".
Близость тем двух писем, параллельность чувств и переживаний героев наталкивают на мысль об определенной симметрии в композиции пушкинского текста. Но основная роль писем - это раскрытие внутреннего мира персонажей. Без откровенной и проникновенной исповеди Татьяны трудно представить себе этот женственный и лирический образ. А письмо Онегина открывает его отношение к миру больше, чем весь текст романа.
В письме Татьяны мы видим идеализированный образ Онегина. Татьяна наивно верит, что Евгений способен сочувствовать и не станет презирать ее после столь откровенного признания в любви.
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Но Татьяна ошиблась. Онегин даже не соизволил ответить.
Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет как нет.
Бледна, как тень, с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
Героиня ищет понимания. Привычное для нее с детства одиночество, как оказалось, тяготит ее. Неопытной девушке нужна защита, защита от ее мыслей и чувств, которые она уже не может переживать одна, но не знает, кому излить душу.
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Способен ли пушкинский герой спасти влюбленную, погибающую от одиночества деревенскую девушку? Онегин не ощущает себя спасителем. Ему приятно признание в любви: "Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства". Но Евгению не интересна Татьяна, он не находит ей место в своей размеренной и бессмысленной жизни.
Когда "Татьяна, русская душою, сама не зная почему" пишет по-французски (NB) возлюбленному, она не может даже предположить дурные свойства адресата. Для нее Онегин - честный и открытый человек apriori ("Но мне порукой ваша честь"). Она уверяет себя, что он именно тот, о ком она давно мечтала ("Я знаю, ты мне послан богом"; "Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил").
Начав свое письмо вежливым обращением на "вы": "Я вам пишу...", Татьяна постепенно уверяет себя в том, что Онегин - ее герой, ее спаситель и защитник, и переходит на "ты": "Я твоя"; "Я знаю, ты мне послан богом"; "Ты в сновиденьях мне являлся". Но в конце письма, как будто одумавшись, она снова переходит на "вы" ("ваша честь").
Письмо построено так, что в начале и в конце героиня проходит процесс осознания себя и своих поступков, отдает отчет, называя действия и состояния: "Я к вам пишу"; "Я знаю"; "Кончаю! Страшно перечесть...". Но, когда с головой уходит в свои переживания, она забывается и говорит даже то, чего и не следовало говорить: "Я твоя"; "Судьбу свою...тебе вручаю"; "Твоей защиты умоляю".
Татьяна взывает к лучшим чувствам, которые, по ее мнению, должны быть в ее избраннике: любви, жалости, чести. Но Онегин не проявил этих качеств. "Полюбите вы снова: но... Учитесь властвовать собою" - эти жестокие, на мой взгляд, слова произносит Евгений, не замечая слез Татьяны.
Из письма Онегина видно, какой он представляет женщину, которой решил признаться в любви.
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Почему Татьяну должно оскорбить признание в любви?
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Я не могу представить презрение во взгляде пушкинской героини. Татьяна способна сочувствовать и любить, но презирать совсем не в характере пушкинского идеала женщины. Онегин слышит "гневный укор", предвидит "злобное веселье" со стороны Татьяны.
Зато себя немолодой "повеса" видит в самом привлекательном свете. Он представляет себя в письме человеком, способным любить, любить ежедневно. Чего стоят строки, которыми восхищался В. Маяковский: "Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я". Татьяна в своем письме была намного скромнее: "Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас". Более того, способность любить Онегин связывает только со своей персоной. По его мнению, Татьяна не могла даже знать о страданиях любви:
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнения в крови...
Онегин представляет себя жертвой: "Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан". Он даже не выражает сожаление в том, что стал убийцей Ленского: "Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленский пал". Онегин не выразил раскаяние, никак не обозначил свою вину в смерти друга.
Но от друзей спаси нас, боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.
Когда Евгений пишет письмо, признаваясь в любви замужней женщине, он думает только о себе, Татьяна остается далека от него. Она намного дальше, чем была когда-то, в то время, когда "проповедовал Евгений", рассуждая о чувстве, в котором ничего не понимал. Онегин на протяжении всего письма обращается к Татьяне на "вы" ("вас оскорбит"; "глядеть на вас"). Он просто не способен забыться в своем чувстве любви и невольно (как Татьяна) перейти на "ты".
Пустое "вы" сердечным "ты" она, обмолвясь, заменила.
Оба письма построены как признание в любви. Признание Татьяны искренно и откровенно. Она забывает о себе и пишет даже то, что звучит как-то неприлично. Например, она переходит на "ты" с малознакомым человеком и говорит ему: "я твоя". Героиня в своей наивности видит в Евгении только достоинства, не замечая такие очевидные (для читателя) недостатки.
Письмо Онегина, наоборот, больше обращено к автору послания, чем к адресату. От Татьяны пушкинский герой ожидает только худшие реакции: "Какое горькое презренье ваш гордый взгляд изобразит"; "Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю".
Для обоих героев свойственно представлять себя обиженными и непонятыми. "Никто меня не понимает", - пишет Татьяна. Онегин, боясь быть непонятым и отвергнутым, словно вторит Татьяне: "Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной...".
Письмо как один из способов раскрыть внутренний мир персонажа, представить читателю речь героев, отличную от речи автора и повествователя, выполняет свое предназначение в пушкинском тексте.
Письмо - это еще и способ противопоставления персонажей.
Именно в письмах Пушкин открывает, насколько различны Онегин и Ларина.
Это объясняет замысел автора - героям не суждено быть вместе.
При сравнении писем становится очевидным, что пушкинская Татьяна лучше Онегина.


Сочинения на все темы школьной программы