Теория трех штилей. Эссе о Ломоносове.

Теория трех штилей. Эссе о Ломоносове.

Сочинение на тему: Теория трех штилей



Теория трех штилей. Эссе о Ломоносове.



Теория трех штилей.
Эссе о Ломоносове.

В девятом классе шёл урок литературы. Учитель Сергей Петрович, сообщил, что сегодняшняя тема посвящается великому русскому учёному, гению русской литературы, реформатору и естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову, а затем, чтобы настроить школьников на беседу, задал первый вопрос:
 -Что вам известно о жизни и творчестве М.В.Ломоносова? Какими талантами наградила его природа?
Дети бойко вспомнили, что Ломоносов прославился тем, что зимой в одолженном тулупе и лаптях за рыбным обозом ушёл в Москву, где стал учиться в академии, а затем и сам стал великим учёным.
Оля Смирнова, лучшая ученица класса, отличница, умница и красавица, сделала заранее подготовленное сообщение:
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии близ старинного города Холмогоры. Мать Михайлы, Елена Ивановна, умерла, когда мальчику исполнилось девять лет. К этому времени она уже научила его читать. Отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье владельцем нескольких рыболовецких судов и преуспевающим купцом. Михайло уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. А дома продолжал учиться. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и признался, что передал ему всё, что знал и ничему больше научить его не сможет.
Домашнее образование позволило Ломоносову в 1730 году поступить в Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее учебное заведение в Москве. Двенадцатилетний курс Ломоносов закончил менее чем за шесть лет. И в 1735 году его в числе двенадцати лучших учеников вызвали для продолжения учёбы в университет при Академии наук в Петербурге. А осенью 1736 года трое наиболее достойных студентов были отправлены в Германию, в Магдебурский университет для изучения химии и горного дела. Среди них, наиболее преуспевшим в науках, был Ломоносов.
В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность.
Научные труды учёного следуют один за другим. Наверное, нет такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология, народное просвещение. Горячий патриот русской науки выступил за открытие Московского университета, который сейчас носит его имя.
По настоянию Ломоносова была построена первая химическая научно-исследовательская лаборатория, где он выполнил много опытов. Получил разноцветные стёкла и составы для мозаики. Разработал теорию строения вещества. Изучал строение Земли, океаны и моря, северное сияние и другие атмосферные явления.
Никогда ещё ни у кого в мире не было такой жажды познания. Он овладел одиннадцатью языками и за несколько месяцев до смерти стал изучать двенадцатый - арабский.
Умер 4 апреля 1765 года. Он погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, как писал современник "при огромном стечении народа".
-И в заключение моего сообщения, - горячо добавила Оля, - я хочу преклониться пред именем моей страны. Только моя Россия, моя любимая Родина с её божественным величием, непоколебимой мощью, непогрешимой святостью, вселенской добротой, безграничной щедростью, молодецкой удалью могла вырастить такого человека, как Михайло Васильевич Ломоносов!
Здесь Сергей Петрович чуть было не прослезился. А дети удивлённо притихли, поражённые Олиным патриотическим порывом.
А учитель продолжил:
-Мы с вами увидели М.В.Ломоносова в качестве учёного - исследователя: химика, физика, географа. Много великих открытий совершил этот человек. Немалый вклад в историю России внёс Ломоносов как филолог. Главной задачей нашего сегодняшнего урока является знакомство с теорией "трёх штилей" Ломоносова. Поговорим о реформе стихосложения.
-Сергей Петрович, - сказала Оля, - но ведь мы забыли о самом главном открытии Ломоносова. Сейчас нам навязали американскую мечту, где важно любыми путями заработать много денег. А своей национальной идеи у нас нет. А ведь её давно Ломоносов придумал. Что каждый из нас должен стремиться к знаниям, много учиться и работать на благо Отчизны.
Вот что все вспомнили в начале урока? То, что Ломоносов ушёл за обозом в Москву и стал великим. Следовательно, в каждом из нас изначально живёт эта идея. А сколько людей сейчас стремятся в Москву, чтобы самореализоваться?
-Не годится эта идея для русских, - возразил Коля Купреев, - не может каждый стать Ломоносовым. Эта идея опять же не для всякого, а для избранных. Кому как повезёт. Да и во всём мире люди стремятся в большие города, а Ломоносовых мало получается.
Класс мигом разделился на две группы. Романтики и оптимисты поддерживали Олю, а рационалисты и пессимисты Колю.
-Спокойно, - сказал учитель, - если идея не принимается, то она от этого хуже не становится. Но ведь Ломоносов нам её показал, а принимать её или нет - это уже дело нашей совести. Но стремиться к знаниям и любить Родину мы с вами постараемся до конца жизни, как Ломоносов.
Сергей Петрович подошёл к доске, взял мел и пониже темы урока молча размашисто дописал:
Ломоносов - автор национальной идеи русского народа.
Отошёл в сторону и уже вслух добавил:
-Пожалуй, это будет справедливо.
И все стали изучать теорию "трёх штилей"


Сочинения на все темы школьной программы