Сочинение

Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?


Сочинение:    Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?




Сочинение:
Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?

Сочинение: Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?


Текст:


(1) 0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.
(2) Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки.
(3) Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал.
(4) Но контролёр всё же у большинства был.
(5) Высший нравственный контролёр — совесть.
(6) Но ведь и только!
(7) Да, и только.
(8) Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать.
(9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы.
(10) Дежурные медсестры выходили их встречать.
(11) 3а 30 минут в больницу приехало 320 человек.
(12) Пострадавший был спасён.
(13) Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей.
(14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам.
(15) Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений.
(16) Главное ведь было в ином.
(17) Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге.
(18) У них не было других мотивов.
(19) Нравственный долг — их главный мотив.
(20) Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.
(21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость.
(22) Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.
(23) Для каждого!
(24) С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг.
(25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг — одно, а выполнение нравственного долга — другое.
(26) Журналисту тоже следовало это знать.
(27) Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее.
(28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
(29) Одно берёт начало в другом.
(ЗО) Большое — в малом, великое — в большом.
(По Г.Н. Бочарову).


Сочинение:



Очень часто обсуждается тема безнравственности нашего общества.
Можно придти к выводу, что отношение людей к нормам поведения стало неправильным.
Соотношение нравственного долга и подвига - это одна из главных проблем предложенного теста.
Данная проблема актуальна.
Что является внутренним человеческим контролёром?
Совесть и нравственный долг - являются главными мотивами тех людей, которые всегда готовы придти на помощь.
И это нормальное явление.
Позиция Г.Н. Бочарова выражена предельно ясно. С его точки зрения, " важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью". Нельзя не согласиться с автором в том, что "... каждый человек, способен преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее". Я полностью разделяю позицию автора.
Для подтверждения своих мыслей могу привести как литературные, так и примеры из личного опыта.
Так, в романе Виктора Петровича Астафьева " Печальный детектив" главный герой Леонид Сошнин, оперативный сотрудник милиции, видит массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений.
У Сошнина обострённое чувство долга, он честен и справедлив.
Герой пытается понять, почему люди совершают преступления. Вместе с автором романа мы, читатели задумываемся над вопросом: как люди дошли до такого беспросветного состояния. Отзывчивый и сердобольный Сошнин откликается на любую беду, на любой крик о помощи. Следовательно, этого героя можно считать высоконравственным на мой взгляд, место подвигу есть и в обычной жизни. Часто в газетах и в Интернете можно увидеть просьбы об оказании помощи больным детям. Некоторым требуется пересадка органов, другим крупная денежная сумма на проведение операции. К счастью, среди нас есть добрые, понимающие люди, помогающие материально совершенно бескорыстно. А иногда, находятся и те, которые готовы отдать частичку себя во имя спасения другого.
Конечно, чаще всего заявление на пересадку органов подписывают безнадежно больные люди, обреченные на смерть.
Но какое нужно иметь мужество, чтобы совершить этот поступок!
Итак, данный текст помогает задуматься о выполнении нравственного долга в повседневной жизни.
Необходимо, чтобы у каждого человека как можно чаще включался внутренний контролёр-совесть.

----------------------------------------------------------

Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам.
Моральный долг требует не принуждения, а са- мопринуждения.
Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходимость совершать какие-либо действия.
Долг является проявлением необходимости, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказаться от собственного выбора.
Долг несёт в себе нравственное начало только в том случае, когда его выполнение является добровольным делом.
Нравственный долг - сознательное и свободное подчинение требованиям морального поведения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем наши собственные интересы.

Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный.
Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) - это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам.
Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью.)

Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом обществе существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению). Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной ответственности.

В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.

И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.
Человек, исполняя долг: - выполняет его требования без внешнего принуждения;
- относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;
- убеждён в правильности требований;
- выполняет долг бескорыстно.

Моральный долг человека предполагает:
- содействовать благу других людей;
- противостоять злу;
- добродетельность;
- не допускать в себе порочности.

Моральный долг - это осознание необходимости того, что предписывается моральным идеалом. Как пишут А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением.
Мораль представляет собой систему взаимных обязанностей.
Моральным долгом в отношениях с другими людьми является такое отношение, при котором человек является только целью и никогда средством.
Это утверждение является одной из формулировок категорического императива И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстном, доброжелательном отношении друг к другу. Категорический императив должен действовать при любых условиях. Он основан на чистой воле, не затронутой чувствами. Долг суров и требует от человека спокойного и последовательного служения.

Моральный долг перед самим собой состоит в том, чтобы никогда не становиться средством в чужих руках, не соглашаться на кабальные отношения, попытаться быть счастливым.
Человек не должен забывать о своём счастье, это позволит лучше выполнять нравственный долг перед другими людьми.




Банк сочинений ЕГЭ по русскому


Сочинение по исходному тексту. Примеры сочинений по текстам, задание 2 части егэ по русскому языку


ЕГЭ по математике, физике, информатике, химии, биологии с решением и ответами. Подготовка к ЕГЭ по математике, физике, информатике, химии, биологии, варианты егэ, демо-версии.
Реальные варианты олимпиад для 9, 10, 11 классов с подробным решением задач и развернутыми ответами. Тесты. Рефераты.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^