Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)

Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19), анализ произведения



Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)


Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19).

План:
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
из поступков героев;
из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);
из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

Роман А. Фадеева "Разгром" повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая изображала героические моменты этих кровопролитных сражений, Фадеев не побоялся показать, что и в рядах доблестной Красной Армии имели место ошибки, просчеты, предательство.
"Девятнадцать" - финальная глава романа. Что означает это "девятнадцать"? Девятнадцать человек осталось от всего большого отряда Левинсона...
Эта глава, во-первых, с новой стороны раскрывает образ командира партизанского отряда - Левинсона, которого все привыкли считать неуязвимым. В первой и второй части перед нами предстает очень осторожный человек, прекрасный психолог, который обладает редким даром: он умеет влиять на людей, вести их за собой, подбирать ключик и к "кривому парню", не желавшему выполнять приказ командира, и к Морозке.
Левинсон, хитрый, дальновидный и умный, сделал все для того, чтобы в отряде его воспринимали как неуязвимого, сильного человека, у которого нет никаких слабостей. Очень тщательно скрывает он, как тяжело ему порой приходится: трудно принимать решения; обременительна страшная ответственность за судьбы многих и многих людей. Этот человек, такой жестокий с "кривым парнем", с корейцем, с Фроловым, в последней главе романа сбрасывает свою суровую железную маску. Мы видим обыкновенного человека со всеми его слабостями, придавленного страшной бедой - потерей людей, ставших для него родными и близкими.
Фадеев пишет: "Потом он весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде...". А подопечные Левинсона, простые, но чуткие люди, "стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться". Не выдержав душевной боли, командир плачет.
Но все-таки мужество и жизненная стойкость не покидают этого закаленного жизнью человека. Он знает: ему дадут новых людей, "которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, как были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать, нужно было жить и исполнять свои обязанности". Да, что поделать, жизнь продолжается. И борьба тоже.
Кроме того, в этой главе дается последний штрих к портрету интеллигента Мечика, который пришел в отряд, стал бойцом Красной Армии не из политических убеждений, а из праздного любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Ему следовало бы примкнуть к Белой Армии. Разлад с романтическими иллюзиями, который мы наблюдаем уже с первых минут пребывания Мечика в отряде, здесь достигает своего апогея: этот герой трусливо бежит из отряда, спасая свою жизнь. Что и говорить - настоящие мужчины так не поступают, только трусы.
Автор усложняет образ Мечика: он мог сбежать и откровенно радоваться своему спасению от людей, которых совершенно не уважал. Тогда бы он был обычным предателем, но Мечик мучается угрызениями совести: "Он крепко вцепился в волосы исступленными пальцами и с жалобным воем покатился по земле... "Что я наделал... о-о-о... что я наделал, - повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. - Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, - о-о-о... как мог я это сделать!".
Но от этого самоосуждения не прибавляется уважения к Мечику. Как известно, писатель первоначально планировал изобразить самоубийство этого юноши. Если бы автор воплотил в романе свой замысел, то тогда бы он возвысил этот образ до великомученика. Но логика развития и идейная трактовка требовали от Фадеева оставить его до конца малодушным человеком. А ведь из-за побега Мечика "погибли десятки доверившихся ему людей".
Но вот что характерно: "мучился" он не столько из-за этого, "сколько потому, что несмываемо - грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе".
Но и сцена раскаяния заканчивается вполне в духе этого героя: "Я не хочу больше переносить это", - подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко самого себя. "Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью", - подумал он снова, чтобы еще сильней разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную подлость".
И, конечно, в этой главе продемонстрирован героизм одного из самых любимых героев Фадеева - Ивана Морозова, бесшабашного Морозки, который часто совершает легкомысленные, опрометчивые поступки. Он пытается забыть о проблемах и трудностях своей нелегкой жизни в бессмысленной гульбе. Но этот грубый Морозка, дерущийся с парнями, ругающийся матерными словами, крадущий дыни с огорода, оказывается порядочнее гуманного, воспитанного, интеллигентного Мечика. Рискуя жизнью, подставляя себя под пулю, Морозка предупреждает своих об опасности: "Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности..."
Чувства товарищества, долга, ответственности наглядно проявились в подвиге Ивана Морозова, ценой собственной жизни предупредившего отряд о грозящей опасности.
Глава "Девятнадцать" выполнена писателем в лирической тональности, полна щемящей грусти. В ней гибнут лучшие представители отряда - Бакланов и Морозка. Здесь ощущается насмешливо-презрительное отношение автора к предателю Мечику, "Иуде", как он его называет. Но жизнь продолжается, а вместе с ней и борьба. Левинсон знает: ему дадут новых людей, и он, командир, сделает их "такими же своими, близкими людьми, какими были те, восемнадцать". И борьба, которую он считает святой, борьба за дело, в которое он верит, продолжится.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )