Первый бал Наташи Ростовой, анализ эпизода

Первый бал Наташи Ростовой, анализ эпизода, анализ произведения



Первый бал Наташи Ростовой, анализ эпизода


Первый бал Наташи Ростовой, анализ эпизода."
По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
"Первый бал Наташи Ростовой" - значимый эпизод во втором томе романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
Он является важным сюжетным "узлом", глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает оценку светскому обществу в целом.
Первый бал - важное событие в жизни каждой девушки.
Именно там происходит своеобразная "оценка" - насколько девушка красива, насколько она нравится мужчинам, будет ли она пользоваться успехом на "ярмарке невест".
Первый бал - это первый выход в свет, превращение девушки в светскую красавицу, публичную невесту.
Поэтому неудивительно волнение Наташи перед этим событием, которое увеличивалось еще и тем, что на балу должен был присутствовать государь и весь дипломатический корпус.
В преддверии бала все существо героини наполнялось счастьем, ожиданием огромного праздника, радости: "То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет". Наташа настолько погрузилась в эти эмоции, что даже не думала, как она выглядит, как положено себя держать и вести светской барышне.
Да это у нее и не получилось бы - настолько сильно было волнение героини, когда она ступила на порог дома екатерининского вельможи, настолько естественна и искренна была ее натура.
Думаю, именно эту естественность, прелестную непосредственность заметили в героине и хозяева праздника.
Автор отмечает, что из двух, казалось бы, одинаковых девочек - Сони и Наташи - они отметили именно Ростову: "Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе".
В зале, в процессе того, как графиня приветствовала знакомых и вела беседу, Наташа увидела многих значимых светских лиц - первых красавиц и богатых невест, влиятельных мужчин, светских завсегдатаев.
Однако все эти лица не произвели на героиню большого впечатления. Ее интересовало лишь, какое впечатление на всех этих блестящих людей произвела она - понравилась ли, примут ли они ее в своей круг.
И только оглядевшись, заметив на себе доброжелательные взгляды, Ростова немного успокоилась, смогла в толпе различить знакомые лица - Пьера и Андрея Болконского.
Но вот начался сам бал. Заиграла музыка и в зале наступило небольшое смятение. Все ожидали, когда государь откроет бал, первым пригласив на танец даму. Вслед за ним начали строиться другие пары. Наташа оказалась в числе небольшой группы дам, которых не пригласили на танец. Все ее существо выражало одно - напряженное ожидание, ведь от того, пригласят ее сейчас или нет, зависела вся ее жизнь: "Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно-поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе".
Толстой подчеркивает, что его шестнадцатилетняя героиня совершенно не интересовалась светскими интригами и вообще всем, что происходило "вне ее". Вся она была погружена в собственные переживания, как это часто бывает у подростков: "Нет, это не может быть!" - думала она. - "Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною". Наташу интересовало лишь то, что касалось ее, потому что от отношения к ней окружающих зависела ее самооценка, ее собственное отношение к себе.
Но все кавалеры проходили мимо этой девочки, равнодушно и безразлично скользя взглядом по ее лицу. Никто из них не сумел или не захотел рассмотреть той прелести юности, непосредственности и искренности, которыми светилась Наташа. Думаю, что, по их мнению, на фоне блестящих светских дам, вроде Элен Курагиной, Наташа просто терялась.
А девушка, между тем, все больше приходила в отчаянье. Вот уже зазвучала музыка первого тура вальса, а она все еще стояла у стены. Но на ее счастье поблизости оказался Пьер, который попросил своего друга Андрея Болконского потанцевать с его протеже.
Андрей обернулся и сразу узнал Наташу, вспомнил лунную ночь в Отрадном, понял, что она ждет приглашения и от этого зависит ее счастье. Болконский пригласил героиню просто как знакомую, как хорошенькую женщину, пригласил, желая уйти от скучного разговора. Однако, как только он приобнял ее в танце, "вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих".
После этого первого танца на Наташу со всех сторон посыпались приглашения. Она практически не сидела, а все свободные минуты посвящала беседе с Болконским. И в конце вечера он сам, неожиданно, как ему показалось, загадал, что Наташа будет его женой.
Князь Андрей, как тонкий человек, смог увидеть и оценить всю необычность и прелесть Наташи: "...эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж... Это здесь редкость".
А сама Наташа была просто счастлива - ее первый бал удался. Счастье переполняло героиню, она любила весь мир, все ей казались исключительно хорошими, и героиня была готова поделиться своей радостью с целым миром: "На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы".
Таким образом, эпизод "Первый бал Наташи Ростовой" выполняет несколько значимых функций в произведении.
Он "двигает сюжет" - именно здесь Наташа и Андрей сближаются.
Кроме того, здесь раскрывается психология этих героев (в большей степени - Наташи), особенности их внутреннего мира; а также характеризуется светское русское общество начала 19 века.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )