Рассказ А.П. Чехова "Человек в футляре", идейно-художественный анализ

Рассказ А.П. Чехова "Человек в футляре", идейно-художественный анализ, анализ произведения



Рассказ А.П. Чехова "Человек в футляре", идейно-художественный анализ


Рассказ А.П. Чехова "Человек в футляре", идейно-художественный анализ.

План:
1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна).
2. Жанр произведения.
3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).
4. Тема произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).
5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении?).
6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия, работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)
7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).
8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие, заимствованные, жаргонные слова, для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).

А.П. Чехов - один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть - все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, - страх.
Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова - центральной фигуры рассказа Чехова "Человек в футляре", опубликованного в 1898 году. Беликов - это "человек в футляре", нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек-держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!"
Среди персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один - "человек в футляре". Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества. Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, - донести до людей сущность страха: "Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте".
Раскрытию образа Беликова способствует композиционный прием, к которому часто в своем творчестве прибегает Чехов, - рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что "даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате". К тому же "и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике". Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление "окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр", который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.
Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие его будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: "Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь". Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался "как бы чего не вышло".
К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся.
Однажды директорше гимназии пришла в голову мысль поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, "эту мерзкую рожу". А эта "мерзкая рожа" еще и порицала молодого человека: ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а тут еще и велосипед завел. Угрозы Беликова доложить весь этот разговор директору вывели Михаила Саввича из состояния равновесия. Коваленко схватил "его сзади за воротник и пихнул". И когда Беликов упал с лестницы, увидел, что как раз в этот момент вошла Варенька (та самая сестра) с двумя дамами. Он стал посмешищем - лучше "сломать себе шею, обе ноги".
Варенька, узнав Беликова, не смогла сдержать смех: "-этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось все". Беликов сильно заболел, а через месяц умер. Словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная. А герой, как и при жизни, был в футляре, которым теперь стал для него гроб. Люди, хоронившие Беликова, скрывали удовольствие, что избавились от неусыпного надзора этого человека.
Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: "А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?" Футлярная жизнь - это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь. Рассказом "Человек в футляре" автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, "футляр" носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )