"Мщение Ахилла", стихотворение А. Тарковского

"Мщение Ахилла", стихотворение А. Тарковского, анализ произведения



"Мщение Ахилла", стихотворение А. Тарковского


"Мщение Ахилла", анализ стихотворения А. Тарковского.

Интерпретация обстоятельств и имен героев
Мщение Ахилла
Фиолетовый от зноя,
Остывающей рукой
Рану смертную потрогал
Умирающий Патрокл,
И последнее, что слышал -
Запредельный вой тетив,
И последнее, что видел -
Пальцы склеивает кровь.
Мертв лежит он в чистом поле,
И Ахилл не пьет, не ест,
И пока ломает руки,
Щит кует ему Гефест.
Равнодушно пьют герои
Хмель времен и хмель могил,
Мчит вокруг горящей Трои
Тело Гектора Ахилл.
Пожалел Ахилл Приама,
И несет старик Приам
Мимо дома, мимо храма
Жертву мстительным богам.
Не Ахилл разрушил Трою,
И его лучистый щит
Справедливою рукою
Новый мститель сокрушит.
И еще на город ляжет
Семь пластов сухой земли,
И стоит Ахилл по плечи
В щебне, прахе и золе.
Так не дай пролить мне крови,
Чистой, грешной, дорогой,
Чтобы клейкой красной глины
В смертный час не мять рукой.
1965
Фиолетовый от зноя,
Остывающей рукой
Рану смертную потрогал
Умирающий Патрокл,
Патрокл - друг Ахилла. Ахилл рассорился с Агамемноном на десятом году осады Трои, отказавшись помогать ахейцам, и отдал Патроклу свое оружие и доспехи.
Патрокл отразил троянцев, но пал от руки Гектора, предводителя троянцев, между прочим мужественного защитника родного города, любящего супруга и нежного отца.
(Вспомним картину А.Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой").
И последнее, что слышал ­
Запредельный вой тетив,
И последнее, что видел
­Пальцы склеивает кровь.
Всё это слышит, видит и чувствует смертельно раненный Патрокл.
Мертв лежит он в чистом поле,
И Ахилл не пьет, не ест,
И пока ломает руки,
Щит кует ему Гефест.
Ахилл потрясен смертью друга, клянется отомстить Гектору и вместе с ним троянцам.
Гефест кует Ахиллу новое оружие, в том числе чудесной работы щит ("Ахиллов щит" - иносказательно: непревзойденное произведение искусства).
Равнодушно пьют герои
Хмель времен и хмель могил,
Мчит вокруг горящей Трои
Тело Гектора Ахилл.
Завоевания героев "хмельные". Хмельной пир = битва.
Ахилл отогнал троянцев и убил Гектора, хотя знал, что за этим последует его гибель, которую предсказал Калхант (легендарный прорицатель).
Ахилл привязал тело Гектора к колеснице и помчался в свой лагерь.
Пожалел Ахилл Приама,
И несет старик Приам
Мимо дома, мимо храма
Жертву мстительным богам.
Приам - отец Гектора, последний царь Трои, имел 50 сыновей и много дочерей. Имя его стало нарицательным для обозначения человека, испытавшего многие превратности судьбы.
Ахилл соглашается за выкуп отдать Приаму тело его сына для совершения обряда погребения.
Не Ахилл разрушил Трою,
И его лучистый щит
Справедливою рукою
Новый мститель сокрушит.
"Новый мститель" - это могут быть ахейцы, спрятанные до времени в "Троянском коне".
И еще на город ляжет
Семь пластов сухой земли,
И стоит Ахилл по плечи
В щебне, прахе и золе.
Разрушат Трою и "семь пластов сухой земли", то есть те пласты, которые образуются от времени, от эпох, промчавшихся после победы одних и гибели других.
И от победителей Время не оставит ничего, кроме "щебня, праха и золы".
Так не дай пролить мне крови,
Чистой, грешной, дорогой,
Чтобы клейкой красной глины
В смертный час не мять рукой.
1965 г.
Первая строфа - умирающий Патрокл трогает "смертную" рану. Кровь склеивает пальцы.
Последняя строфа. Лирический герой А. Тарковского сравнивает себя с Патроклом - он не хотел бы в "смертный час" мять "клейкую красную глину", то есть свою "чистую, грешную, дорогую" кровь"
Интерпретация последней строфы
Если первые семь строф стихотворения "Мщение Ахилла" - философское осмысление истории, то последняя - обращение:
Так не дай пролить мне крови,
Чистой, грешной, дорогой,
Чтобы клейкой красной глины
В смертный час не мять рукой.
Кто произносит слова последней строфы?
Версия первая. Первая строфа - умирающий Патрокл трогает смертельную рану руками. Пальцы склеивает кровь. Можно подумать, что автор хотел закольцевать стихотворение, и тогда в качестве автора двух первых строк последней строфы мог выступить Патрокл.
Возражение: Патрокл не может сказать этих слов, потому что он гибнет. Слова "Не дай пролить мне крови..." может произнести только живой человек, у которого впереди есть жизнь.
Версия вторая. Думаю, что такие слова из всех героев мог бы произнести только Ахилл. Он сразился с Гектором в бою как воин с воином. Да, он поступил с телом Гектора жестоко, протащив его за своей колесницей. Но таковы уж были нравы древних. Между тем Ахилл проявил благородство в отношении отца Гектора Приама, разрешив последнему предать тело сына земле.
Вспомним всю цепочку. Патрокл убит Гектором, Гектор убит Ахиллом. Но Ахилл решил больше никому не мстить. С рождения он знает о своей "пяте", но особо ее не защищает: пусть будет так, как будет. К тому же он ясно понимал, что его друга Патрокла уже не вернешь. Он разорвал кольцо мщения, но не остановил. Его примеру не последовали. Парис убивает Ахилла. Ахейцев уничтожают троянцы.
Итак, последнюю строфу мог бы произнести Ахилл. Он явился носителем не только силы, которая есть в животном мире, но и нравственности, что может быть только у человека.
Возражение: современный поэт хотел не только вспомнить древний миф. Стихотворение обращается всегда к современникам и людям будущих поколений.
Версия третья - ОТВЕТ. Слова последней строфы произносит лирический герой Тарковского, возможно даже сам поэт.
Задумываясь о собственном пути, Тарковский как поэт и человек выбирает, как Ахилл, благородство, а не мщение, чтобы "клейкой красной глины В смертный час не мять рукой". Другими словами, чтобы не пришлось ему в смертный свой час вспоминать пролитую в бою чью-то кровь. Благородство рождает в человеке человеческое, мщение опускает до животного состояния.
К кому обращены слова?
Версия первая.
Тарковский обращает эти слова к ПРАВИТЕЛЯМ, ГЕРОЯМ - тем, кто вершил историю, по вине которых гибли люди. В легенде таких людей олицетворяют Гектор и Ахилл. Он напоминал, что человек в свой смертный час будет держать суд перед своей совестью за "клейкую глину".
Когда-то, в далекие-далекие эпохи, бились самые доблестные мужи древности, стремясь доказать, что они лучше друг друга. Легендарные события учат смотреть по-иному на события своего времени. Год создания стихотворения - 1965. Недавно один правитель (Хрущев) сменил другого (Сталина). Но и кончалась так называемая хрущевская оттепель.
Он, лирический герой, Творец (писатель и поэт), просто человек, просит его ("Гектора") не наносить ему смертельной раны в битве, когда государственные интересы доминируют над интересами частной личности. И ссылается при этом на благородство Ахилла, разрешившего Приаму предать тело сына земле.
Лирический герой, Поэт, желал бы, чтобы его оставили в покое - он ни с кем не собирается в своем творчестве или жизни сражаться. Пусть герою останутся геройские дела (победа в войне, освоение космоса и целины). А ему - его умение творить. Намек на это содержится в определении "лучистый" щит.
Удивительный щит был выкован Гефестом для Ахилла уже после смерти Патрокла, но можно предположить следующее. Иносказательно "Ахиллов щит" - это "непревзойденное произведение искусства". Патрокл защищал себя тоже щитом, как поэт может защищать себя произведением искусства. Но "Гекторы"-политики не щадят творцов. Достаточно вспомнить судьбы Н. Гумилева, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Варлаама Шаламова. Возможно, лирический герой А. Тарковского молил пощадить его и не трогать, не убивать, не проливать крови? Время, эпоха заставили героя выйти на поле битвы, но он сам своей судьбой предназначен для другого - для творчества.
Версия вторая - лирический герой обращается к эпохе, времени, судьбе.
Но и Ахилла победят. Имена победителей: воины "Троянского коня" и Время. Оно, Время, как и герои, "равнодушно пьет "хмель могил".
День проходил за днем, эпоха за эпохой. На легендарную Трою легло "семь пластов сухой земли". Всех победило Время - "новый мститель". Лирический герой смотрит на те события из сегодняшнего далека. Какова цена смертей, если и герои будут погребены под землей?
Поэт обращается к эпохе, чтобы та не втянула его в суетные события, а тоже пощадило бы, чтобы он обратил свои силы на создание поэтического шедевра. ... Есть у Бориса Пастернака строки о сквозняке, проходящем по эпохам.
Лампы задули, сдвинули стулья...
Масок и ряженых движется улей...
Реянье блузок, пенье дверей,
Рёв карапузов, смех матерей...
И возникающий в форточной раме
Дух сквозняка, задувающий пламя.
Из живых никто не может что-либо противопоставить "духу сквозняку, задувающему пламя". Наверное, только Слово, Творчество. Обращаясь как будто в никуда, к никому, но к тому, кто может слышать, лирический герой Арсения Тарковского, он сам, просил дать силы пройти по избранному пути поэта, не изменив своему трудному ремеслу.
Свою судьбу к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах...
До трагедии все герои легенды живы: и Патрокл, и Ахилл, и Гектор. Жив и Арсений Тарковский. Еще не случилось трагедии.
Можно ли обойти катастрофы, устраиваемые людьми и временем? Поэт знает по опыту древних (легенды), по своему - нельзя. Всё равно будут отомщены герои и политики. Будут отомщены враги и друзья. Всех сравняет равнодушие времен. Поэт просит не трогать его крови "чистой, грешной, дорогой", зная, что цену за жизнь и творчество все равно надо платить. Первые две строки последней строфы звучат как молитва, обращенная к судьбе. "Пусть минет меня чаша сия..."

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )