"Посредине мира" А. Тарковского

"Посредине мира" А. Тарковского, анализ произведения



"Посредине мира" А. Тарковского


"Посредине мира" А. Тарковского, анализ стихотворения.

Посредине мира
Я человек, я посредине мира,
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времён грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И - Боже мой - какой-то мотылёк,
Как девочка, смеётся надо мною,
Как золотого шёлка лоскуток. 1958
Как проявляется мировоззрение поэта через данное произведение? А. Тарковский продолжает традиции русской поэзии, исследующей внутренний мир человека, который должен быть в единстве с миром природы, с миром как Вселенной. Стихотворение "Посредине мира" - это философское представление о месте человека в мире и мира в его душе.
В названии произведения есть один смысловой строй - посредине: деление мира как Вселенной на две части - на прошлое и будущее, которые соединены человеком; это и середина жизни человека, когда наступает время предварительных итогов прожитого...
В стихотворении лирический герой настойчиво привлекает к себе внимание анафорой "Я", называя себя, человека, морем между двумя берегами, мостом между двумя космосами, Нестором (летописцем древних событий на Руси), Иеремией- пророком грядущих времен, самым живым в мире - во Вселенной. В этом лексическом ряду существительных, обозначающих конкретное и абстрактное, человек соединяет все, что есть в мире, показывая бездонность Вселенной, с одной стороны, и свой всеобъемлющий внутренний мир, с другой. "Я"- это и внутренний мир человека, показывающего себя изнутри, насыщенного внешними образами. Таким образом, в человеке слилось воедино внешний мир, Вселенная, и его внутренний мир. Числительное "два" подтверждает это: "два берега", "два космоса", по два сравнения во 2 и 3 строфах. Делению на два подчинены синтаксис и интонация, о которых будет сказано ниже. В стихотворении мало глаголов - 4 : "лёг", "кляну", "знаю", "смеётся". Глагол "лёг" сов. в. указывает на завершенность действия, отсутствие движения. Остальные глаголы несов. вида не несут динамики. Интересен последний глагол "смеется". Над всем, о чем в космическом масштабе размышляет человек?
Имена собственные - Нестор и Иеремия - говорят об огромном временном отрезке информации , которой владеет человек. Это уникально. Человек воспринимается не как личность, а как всевременной представитель Вселенной в единстве и проникновении конечного и бесконечного.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
Это высшая степень познания мира! Далее, кажется, знать нечего...
Но этим строчкам предшествует "И прошлое кляну, как нищий царь". Царь - это единовластие. Утрата царского достоинства (нищий царь)- это утрата пророческого дара. Эти мысли связаны с Россией (в 1958 г. был Советский Союз, Россия - только одна из республик, но мысли автора о ней как о государстве ). Герой втянут в будущее, как Россия. "Втянут"- поглощен будущим, оно неминуемо, неизбежно. В данном случае Россия - связующее звено между прошлым и будущим мира. Её будущее неизвестно, хотя в руках человека часы и календарь. Часы - эмблема вечности времени, но одновременно и знак его быстротечности, мимолетности, печальный символ кратковременности человеческой жизни. "Держа в руках" означает крепко, надежно.
Но держится-то в руках символы быстротечности и бренности бытия! И это начинает вызывать сомнение в том, что человек владеет временем, держит его в руках. Действительно ли человек - это нечто всеобъемлющее? Последние три сточки стихотворения эти мысли утверждают: какой-то мотылек смеётся над лирическим героем, как девочка, ребенок, как шелковый золотой лоскуток. У мотылька очень короткий век-день. И тем не менее он смеётся над человеком, который считает себя вечным и бесконечным. Да, в человеке соединяется прошлое и будущее, но настоящее мимолетно. Это мгновение. Первое слово в стихотворении "Я" и последнее - "лоскуток". В итоге: я - лоскуток?! Лоскуток потеряется, расползется ("шелковый"), но предварительно проживет свою жизнь, в ходе которой он что-то соединит на месте пустоты. Таким образом, человек - это и мост между прошлым и будущим, с одной стороны, и лоскуток - нечто мимолетное, с другой. В произведении только однажды назван цвет - золотой. Это не относительное прилагательное ("сделан из золота" - металла царей), а качественное- золотой, солнечный . Здесь живое, жизненное начало. Ср. "как девочка" указывает на её хрупкость, с одной стороны, и продолжения жизни, с другой. Восклицание "Боже мой" звучит как междометье. Но так появляется мысль о Боге, о душе- мотыльке. Душа смеётся, зная нечто большее о мире, чем человек.
Таким образом, автор, поднимая давнюю философскую проблему русской поэзии о месте человека в мире, его взаимоотношении с ним, показывает в стихотворении, что человек- это всё в мире, с одной стороны, а с другой- только нечто мимолетное, "лоскуток" в огромной материи Вселенной.
Говоря о главной идее произведения, можно отметить, что деление на два мира, двучастность прослеживается в синтаксисе и интонации.
Каждая строфа имеет по два предложения. Почти в каждой строчке звучит интонационная пауза, разделяющая строчку на 2 части:
Я человек, я посредине мира,
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Тропы также отражают идею стихотворения
Во 2 и 3 строфах- по 2 сравнения:
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.
...
Как девочка, смеётся надо мною,
Как золотого шёлка лоскуток.
Гипербола -
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Гипербола подчеркивает вселенский масштаб значимости человека.
Метафоры "Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост",
синтаксический параллелизм антонимичных пар : "мезозой-будущее", "за мною-передо мною", "будущее-прошлое", "о смерти-живое" - говорят о единстве противоположностей в мире.
Ирония- смех мотылька.
Композиция также подчинена идее произведения.
В стихотворении 3 части : вторая является мостом, соединяющим первую и третью строфы, разные по идейному содержанию. В последней строфе - идея стихотворения.
"Я человек, я посредине мира" не рифмуется ни с чем. Это заявление героя. Его жизненная позиция.
Первые строчки второй и третьей строф не рифмуется внутри, но перекликается между собой:
Я Нестор, летописец мезозоя,
...
Я больше мертвецов о смерти знаю...
Рифма перекрестная, мужская и женская. И в этом тоже прослеживается единство двух составляющих, образующих одно целое.
Аллитерация в 1 строфе: звуки "р". "р'" встречаются 9 раз в словах "посредине мира", "мириады" -2 р., "инфузорий", "рост", "берега". Человек заявляет о себе громко. привлекая внимание к своей значимости в мире. В последней строфе звуки "ж", "ш" позволяют услышать шелест крыльев мотылька. Также в последней строфе большинство слов с ударным звуком "О". Это удивление, открытие иного: человек не только мост между двумя космосами, но и мотылек-лоскуток...
А. Тарковский задумывается о взаимоотношения человека и мира на фоне Вечности, продолжая традиции Тютчева и Фета, поэтов Серебряного века ("мириады звезд"). Стихотворение насыщено образами Вселенной, позволяющими увидеть процесс самоутверждения личности, связь временного и вечного. В человеке соединяется прошлое и будущее, живое и смертное - весь мир в нем и он в этом мире. С одной стороны, человек - всеобъемлющая Вечность, с другой- мимолетность , хрупкость его жизни.

Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )