Сочинение по тексту С.Шуртакова «Мудрость Сократа»

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку



Сочинения по текстам ЕГЭ.


Сочинение по тексту С.Шуртакова «Мудрость Сократа»

Примеры сочинений по тексту С.Шуртакова

Исходный текст по С.Шуртакову «Мудрость Сократа»:

(1) - Опять ты о своем Сократе!
(2) - Он такой же мой, как и твой ...
(3) - Ну, хорошо, Сократ - великий мудрец древних эл¬линов.
(4) Но скажи на милость, в чем его великость-то?
(5) Всю жизнь - а он, помнится, пожил изрядно - учил других, однако незадолго до кончины сам же - заметь сам, никто его за язык не тянул! - чистосердечно при¬знался: теперь я знаю, что ничего не знаю.
(6) Как гово¬рится, ехали-ехали и - приехали.
(7) - Поговорка тут не совсем к месту: никто никуда не ехал, а значит, и не мог приехать ...
(8) Сократ нарисовал круг и сказал: «Площадь круга - сумма знаний челове¬ка; длина окружности - мера его представлений о том, чего он не знает; безмерная и бесконечная площадь вне круга - все тайны мира».
(9) Отсюда вывод: чем человек больше знает (площадь внутри круга), тем шире представление его (длина окружности) о том, чего он не знает.
(10) И наоборот. (11) - Гм ... Гм ...
(12) - Да и надо ли так буквально понимать слова «ниче¬ГО не знаю»?!
(13) Их можно истолковать и по-другому.
(14) Например, круглому дураку, сумма знаний которого не выходит за пределы дважды два - четыре, а длина той самой окружности измеряется в миллиметрах, ка¬жется, что он знает все.
(15} Умный же человек понимает, что, расширяя круг своих познаний, он тем самым увели¬чивает мир непознанного.
(16) - Мудрено!
(17) - Ну так и сказано это не кем-нибудь, а великим мудрецом.
(18) - Так-то так, но не сразу и сообразишь что к чему.
(19) Картинка занятная, однако каждому ли по зубам?
(20) - Что верно, то верно - не каждому ...
(По С. Шуртакову).

Сочинение 1 («Мудрость Сократа» по С.Шуртакову)

В данном тексте С. Шуртаков передает спор двух при¬ятелей о Сократе. Один говорит, что Сократа нельзя на¬звать великим, потому что он признался в конце жизни, что ничего не знает. А второй утверждает, что этот фило¬соф - великий мудрец. Сократ нарисовал когда-то круг и сказал: «Площадь круга - сумма знаний человека; длина окружности - ме¬ра его представлений о том, чего он не знает; безмерная и бесконечная площадь вне круга - все тайны мира». От¬сюда можно сделать вывод, что чем человек больше знает, тем шире его представление о том, чего он не знает. И на¬оборот. Для круглого дурака, сумма знаний которого не вы¬ходит за пределы дважды два - четыре, длина окружнос¬ти измеряется в миллиметрах. И он думает, что знает все. А умный человек понимает, что, расширяя свой кругозор, он тем самым увеличивает мир непознанного. Я полностью согласна с автором текста. Действительно, «не каждому по зубам» быть мудрецом. Сократ - это другое дело. К каждому его слову следует прислушиваться: ведь через толщу столетий пробивается к нам росток муд¬рости. Надо чтить традиции прошлого, учиться у предшественников, не забывать их наставлений и завещания. Не уважая прошлого, нельзя строить настоящее. Несомненна актуальность текста С. Шуртакова: то, что было важно раньше, несколько веков назад, остается злободневным и сегодня, в наше непростое время.

Сочинение 2 («Мудрость Сократа» по С.Шуртакову)

В тексте С.Шуртакова говорится о глупцах, которые знают только «дважды два - четыре». Люди, которые не хотят знать нового, их объем знаний сводится к точке. Через весь текст тянется идея, что глупые люди бесполезны. Действительно, что приносят эти люди обществу? Для них и caм Сократ не авторитет, да и вряд ли они знают, кто он такой. Скорее всего, один из участников дискуссии - неда¬лекого ума человек. Если у человека убогие знания, он как бесплодная смо¬ковница, он никогда не сможет стать гордостью своей стра¬ны, своего народа, он не добьется ощутимых результатов на трудовой вахте, за ним не потянутся люди. Вот С. Шурта¬ков, конечно, не таков. Видно, что он энциклопедически образован, рассудителен, начитан, большой профессионал. Он очень доходчиво и толково объясняет своему сопернику суть проблемы. Поражаешься объему его знаний, багажу его образованности! Он действительно наследник и преем¬ник древнегреческого философа Сократа. Каких только средств языковой выразительности не встретишь в данном тексте! Это и риторические вопро¬сы («Да и надо ли так буквально понимать слова «ничего не знаю?»), и восклицательные предложения («Мудрено!»), и эпитеты («древние» эллины), и фразеологизмы («тянуть за язык», « не каждому по зубам» ). Я полностью согласен с автором текста и полностью раз¬деляю все его взгляды.

Сочинение 3 («Мудрость Сократа» по С.Шуртакову)

В тексте С. Шуртакова ставятся проблемы познания ок¬ружающего мира, критериев оценки ума, пытливости ра¬зума и критического отношения человека к объему и качест¬ву своих знаний. Мысль автора сводится к тому, что чем че¬ловек больше знает, тем больше пространство еще не познанного им. С.Шуртаков аргументирует свою позицию, обращаясь в историческое и культурное прошлое. Слова древнегреческого мыслителя Сократа («Я знаю, что я ничего не знаю») – великолепный пример, иллюстрирующий самокритичность умного, интеллектуально развитого человека, его стремление объективно оценить самого себя, свою «ученость». Жаль, что оппонент автора в споре слишком буквально понимает эту мысль философа, якобы демонстрирующую тщету образования и попыток человека познать окружающий мир (« ехали - ехали и - приехали»). Но это мнение обывателя, который не дал себе труда проникнуть в глубину слов Сократа. Автор же (даже удивляешься его спокойствию и терпению) разъясняет своему незадачливо¬му оппоненту истинный смысл изречения Сократа. Следуя за известным постулатом философа, С. Шуртаков старает¬ся «картинно», в аллегорической форме донести до созна¬ния собеседника мысль Сократа. Образ круга, площадь ко¬торого равна объему знаний, очень впечатляет. Конечно, чем больше круг, тем больше точек соприкосновения с тем, что пока неведомо человеку, со всеми тайнами и загадками мира. Я солидарен с автором в том, что данная формула - лакмусовая бумажка, позволяющая отличить не только умного от «круглого дурака», но и умного от самонадеянно¬го всезнайки. Как часто приходится сталкиваться с теми, что кичатся своими познаниями, а на деле - просто диле¬танты. «Сшибая» лишь верхушки знаний, не углубляясь в суть, вряд ли увеличишь (по Сократу) площадь круга. Много ли стоит способность « коснуться до всего слегка с ученым видом знатока»? А ведь этим часто бравируют! Никому не нужна такая профанация учености. Ум таких людей никак не назовешь «умом, алчущим познаний». В связи с этим возникает проблема непрофессионализ¬ма. Например, бывает так, что хороший специалист, будь то инженер, педагог, врач или финансист, со временем ут¬рачивает пытливость ума, любознательность. Его уже не заботит та самая «сократовская» длина окружности, кото¬рая вводит в соприкосновение интеллект с миром непознан¬ного. Такой «специалист» перестает интересоваться нова¬циями в избранной когда-то области, плывет по течению, забывая о творческом труде. Уж если выбрал профессию и получил образование, оправдай его, постарайся не ударить в грязь лицом и стремись к совершенству в течение всей своей жизни! Вот к таким выводам можно прийти, прочитав рассказ с. Шуртакова. Он посеял в моей душе здоровое (надеюсь) сомнение в качестве и объеме моих знаний. А это уже толчок к раз¬витию!

Сочинение 4 («Мудрость Сократа» по С.Шуртакову)

В тексте с. Шуртакова поднимается проблема оцен¬ки человеком собственных знаний. Автор считает, что Со¬крат прав, сравнивая познания человека с кругом и говоря: «Я знаю, что я ничего не знаю». На экзамене двоечники не¬редко тоже так говорят про себя. Но это не значит, что они мудрецы. Так может сказать только умный и интеллекту¬ально развитый человек, который хочет знать больше и ис¬пытывает недовольство собой. Наверняка великие люди, например Эйнштейн, Сахаров, Курчатов (ученые), Толстой, Достоевский, Булгаков (писатели), тоже так думали. Расширять свой кругозор, свои знания - это признак высокоразвитого, пытливого ума. Процветание общества всецело зависит от того, насколько люди пропитаны этим желанием познать тайны мира. Очень жаль, что часто ви¬дишь вялость ума, инертность, отсутствие стремления учиться и работать лучше, плодотворнее. Если в детстве не воспитана тяга к знаниям, то Митро¬фанушка никогда не станет хорошим физиком, юристом, инженером или экономистом. Надеяться на гениальные способности, удачу или случай не стоит. Такое бывает редко. Но по-прежнему видишь, что русское «авось» крепко засело в сознании людей. Авось, на экзамене попадется лег¬кий билетик, авось, удастся списать, авось, в сети найду подходящий рефератик по истории и скачаю его. А потом получается, что прочитать этот «рефератик» Иванов или Петров может, а вот пересказать нет. Это оттого, что идеи не пропущены через себя, не поняты и не усвоены. Современный мир идет к покорению невиданных вер¬шин знания, перед ним открываются необозримые горизонты. Один человек не в состоянии будет постигнуть все, да этого никто и не требует. Нельзя объять необъятное. Но в своей области специалист должен совершенствоваться, это несомненно.

Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку