Готовые сочинения-рассуждения по текстам В.Г. Лидина, Д.С. Лихачева

Примеры написания сочинений по текстам В.Г. Лидина, Д.С. Лихачева.



Сочинение по тексту В.Г. Лидина, Д.С. Лихачева.

Текст по В.Г. Лидину:

Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. В городе еще пахло гарью, тем звериным, душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. Вид книг всегда волнует меня, и я зашел в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те, пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
- Работа нам предстоит немалая, сказала одна из женщин, дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, - и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. – Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению, - добавила женщина с удовлетворением, - так что не удивляйтесь, если том сочинения Пушкин, например, называется руководством по вышиванию.
Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то,что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
(По В.Г. Лидину).

Сочинение по тексту Лидина:

В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает очень важную проблему – проблему бессмертия книги.
В.Г.Лидин, фронтовик, вспоминает случай из своей военной биографии. В брошенной немцами Умани две немолодые женщины, учительница русского языка и библиотекарша, разбирали в подвале сваленные в беспорядке книги. Автора потрясло то, что женщины подвергали себя смертельной опасности, нарушая приказ фашистов об уничтожении книг: « две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку».
Позиция автора выражена прямо: «В Умани… я убедился в бессмертии книги». Лидин утверждает, что эти скромные женщины спасли не просто книги для будущих читателей, а часть духовной культуры народа.
Я полностью согласна с позицией автора и хочу привести несколько аргументов.
Вспомним знаменитое изречение Воланда из книги «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: «Рукописи не горят!» Из небытия был возвращен роман Мастера, как позже вернулись к читателю запрещенные когда-то произведения самого Булгакова, А.И.Солженицына и многих других писателей 20 века.
Книги, написанные великими писателями и поэтами бессмертны, потому что они живут вместе с читателями. Именно читатели делают их бессмертными, передавая из поколения в поколение, спасая от стихийных и политических катаклизмов, используя новейшие технологии. Бессмертны книги потому, что они хранят духовное наследие человечества.
Многие люди всю жизнь собирали книги, считая свои библиотеки главным богатством. А.С.Пушкин, умирая, прощался с книгами из своей огромной библиотеки: «Прощайте, друзья!»
В заключение хочется сказать, что пока жив человек, умеющий и любящий читать, пока он готов жертвовать собой во имя спасения книги, книга бессмертна.



Исходный текст по Д.С. Лихачеву:

(1) Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.
(2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью».
(5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6) А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(7) При этом память вовсе не механична. (8) Это важнейший творческий процесс. (9) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.
(10) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(11) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(12) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(14) Память – преодоление времени, преодоление смерти.
(15) В этом величайшее нравственное значение памяти. (16) «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (18) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.               (По Д. С. Лихачеву).

Сочинение по тексту Д. Лихачева:

Д.С. Лихачев говорит нам о том, что память – творческий процесс,  с ее помощью  человечество преодолевает время и смерть,  совесть и память – тесно взаимосвязанные понятия.
Память – чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил ее , «теряется» в этом мире. Это, прежде всего, – потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею – потребность чем-то заполнить ее вновь. Для такого человека беспамятство – мука.
Автор рассуждает и о другом беспамятстве – неблагодарности, неспособности ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку. Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры. К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни – могилы павших на войне. Не для того сложили свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно «беспамятные» потомки предали их имена забвению! Сражаясь за каждую пять своего Отечества, ратники защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей – продолжателей их рода, но отнюдь не «беспамятных» потомков.
Без памяти нет совести», – уверен  Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен. Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках. На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть важную роль. Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в себе генетическую память о культурном развитии всего человечества. По мысли Д.С. Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом обладают окружающие человека предметы – растения, камни, вода, стекло, лист бумаги и т.д.

Исходный текст:

(1) Недавно ночью шли мимо солдаты. (2) Я дежурил у те¬лефона и вышел покурить. (3) Они шли и пели, тихо, вполголоса. (4) Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (5) Я подошел. (6) Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (7) Мигали приглушёнными огоньками цигарок. (8) И чей-то молодой, негромкий голос доно¬сился откуда-то из-под деревьев.
(9) - Нет, Вась... (10) Ты уж не говори. (11) Лучше нашей нигде не сыщешь. (12) Ей-Богу... (13) Как масло земля - жирная, настоящая, - он даже причмокнул как-то по-особенному. (14) - А хлеб взойдет - с головой закроет...
(15) А город плыл, и красные отсветы прыгали по стенам це¬хов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то ре¬же, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.
(16) Я так и не увидел того, кто это сказал. (17) Кто-то крик¬нул: (18)«Приготовиться к движению!» (19) Все зашевелились, загремели котелками. (20) И пошли. (21) Пошли медленным, тя¬желым, солдатским шагом. (22) Пошли к тому неизвестному мес¬ту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.
(23) Я долго стоял еще и прислушивался к удаляющимся и затихавшим потом совсем шагам солдат.
(24) Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (25) И не только запоминаются. (26) Маленькие, как будто незначи¬тельные, они выдаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы симво¬лом.
(27) Я помню одного убитого бойца. (28) Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. (29) Маленький, еще
дымившийся окурок. (30) И это было страшней всего, что я видел на войне. (31) Страшней разрушительных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. (32) Раскинутые руки и окурок на губе. (33) Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. (34) Сейчас - смерть.
(35) А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... (36) Я даже не знаю, как это назвать.(37) Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. (38) Возможно, это самое пра¬вильное определение. (39) Возможно, это и есть чудо. (40)Чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черны¬ми крестами.

Сочинение по исходному тексту:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем вы вырастаем. Все мы знаем историю нашей страны гордимся ею. Но самой чудесное, когда наши души наполняются особым чувством – патриотизмом.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о скрытой теплоте патриотизма, рассказывает о простых, но в то же время глубоких его проявлениях. В.Некрасов называет его силой, более могущественной, чем оружие и техника, стратегия и организованность.
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. Об этом и говорит автор.
Я полностью согласна с В.Некрасовым в том, что патриотизм – необыкновенно и чудесно. Это захватывает изнутри, наполняет чем-то неосязаемым и меняет людей полностью. Возможно, не каждый человек сможет обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Но он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя других.
Моя очка зрения находит подтверждение во многих литературных произведениях. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» один из главных героев, Пьер Безухов, хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. Он не обучен военному делу и не подготовлен к сражениям, но то, что Пьер не остался в тёплом и чистом доме, а как простой солдат пошёл в самый центр битвы – это и есть его патриотизм. Другие герои романа, семья Ростовых, пожертвовали своим имуществом и богатством, дав тем самым шанс раненым солдатам выбраться из горящей Москвы. И ведь такие поступки мог совершить каждый!
Иногда человек, уезжая из своей страны на долгое время, всё равно возвращается обратно. Природа, люди, особый дух народа – без этого всего не может выжить настоящий патриот. Так многие русские писатели и художники словно магнитом притягивались в Россию во время заграничных путешествий.
Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.

Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку