Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова



Лермонтов - наш современник



Лермонтов - наш современник.
В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но поэт сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И Демон мыслит и клянется как Лермонтов. И таков герой "Маскарада" Евгений Арбенин.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина, - в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него...

Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа..."
Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая "Героя нашего времени", уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественные средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, "выстраивая" их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого. Так, автор путевых записок, в котором мы без труда угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. И поэтому, например, снять "Бэлу" в кино невозможно, не изменив при этом ее структуру и смысл. Печорина никак не сыграешь, ибо в "Бэле" перед нами не сам Печорин, а Печорин в представлении Максима Максимыча, человека совсем другого круга и другого образа мыслей. И если не будет Максима Максимыча, Печорин станет похож на героев Марлинского. А в "Журнале Печорина" мы видим героя опять в новом ракурсе - такого, каким он был наедине с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открылся на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. И через всю жизнь проносим в душе и в сознании гениальные эти страницы - повесть "Максим Максимыч", одно из самых гуманных созданий во всей мировой литературе. Она поражает нас, эта повесть, как поражает личное горе, как оскорбление, нанесенное нам самим. И вызывает глубокое сочувствие и бесконечную нежность по отношению к обманутому штабс-капитану. И в то же время - негодование по адресу блистательного Печорина. Но вот мы читаем "Тамань", "Княжну Мери" и "Фаталиста" и наконец постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая причины этой "болезни", вникаем в "историю души человеческой" и задумываемся над судьбой "героя" и над характером "времени".

При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор, фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, - то, что прежде называлось "слогом" писателя и составляет неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса, доведено в "Герое нашего времени" до высочайшей степени совершенства.

Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность "перевоплощаться" - в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности - свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного и могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Нашего современника.




Лермонтов - наш современник.
Творчество Лермонтова - это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи "безвременья", когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим "силам необъятным". Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Мы привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: "Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни..." Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя "сверхчеловеком". Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время "сверхлюдьми", которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, по крайней мере для меня, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.

Что же ей остается? Один из возможных вариантов - уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". Внять голосу Бога, "забыться и заснуть" - вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.

Одиночество человека среди людей - вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно.



Сочинения по произведениям и творчеству Лермонтова