Анна Одинцова и ее роль в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Анна Одинцова и ее роль в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Сочинение на тему: Анна Одинцова и ее роль в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Анна Одинцова и ее роль в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Анна Одинцова и ее роль в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Иван Сергеевич Тургенев - один из писателей-романистов XIX века. Его произведения "Рудин", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети", "Накануне", "Новь" являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.
Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь "лишним" человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.
Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева - одни из лучших в мировой литературе. Его героинями - Лизой Калитиной, Натальей Ласунской - мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе "Отцы и дети", вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.
Эта героиня стоит словно "особняком" от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока...
Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: "Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье ... Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой".
Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.
Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе - в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная.
Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство.
Это заметил и Базаров:
"- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
Базаров исподлобья взгляну на нее:
- Любопытством, пожалуй, но не иначе".
Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры. Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но ... "Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло".
Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол "занимал" уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.
Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. "А как же ее отношения с Катей?" - спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто "запугивает" сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.
Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.
Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.
Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: "тертый калач", "первый сорт", "баба с мозгом", "нрав спокойный и холодный". А также автор: "Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги".
В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.
Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье - любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?
Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова. Это подтверждает и сам Базаров: "а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие". Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное. Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: "нет во мне желания, охоты жить..."
Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова - один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.
Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.
Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль - и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать - это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!
Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.