Где брал материал для своих произведений Шукшин

Где брал материал для своих произведений Шукшин

Сочинение на тему: Где брал материал для своих произведений Шукшин



Где брал материал для своих произведений Шукшин


Где брал материал для своих произведений Шукшин.

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе.
Этот жанр по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности.
Современного читателя волнуют вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни.
Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев ("Царь-рыба", "Пастух и пастушка"), Валентин Григорьевич Распутин ("Живи и помни", "Прощание с Матерой"), Василий Макарович Шукшин ("Сельские жители", "Любавины", "Я пришел дать вам волю") и другие. Особое место в ряду писателей - "деревенщиков" занимает Василий Макарович Шукшин.
Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г., в селе Сростки Алтайского края.
Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни.
В 1958 г. Василий Шукшин дебютирует в кино ("Два Федора"), а также в литературе ("Рассказ в телеге").
В 1963 Шукшин выпускает свой первый сборник рассказов "Сельские жители".
К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы,
В 1965 г. выходит его роман "Любавины", и в том же году на экранах страны появляется фильм "Живет такой парень", который удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. Только по одному этому примеру можно судить, с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной - "романной" - основе? Безусловно, это не так. Шукшиным было написано всего два романа.
И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть читателя за живое, пробиться в его душу и заставить его потрясение спросить: "Что с нами происходит?" Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей. И быть понятым! Все усилия Шукшина-творца были направлены к этому. Он считал: "Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли". С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал. Ему говорят, что фильм "Живет такой парень" - это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми ученье и каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью ("Монолог на лестнице"). Отправной точкой, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село. Здесь он распознавал "острейшие схлесты и конфликты", которые побуждали к широким размышлениям , над проблемами современного общества. "Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми", - писал Шукшин. В народности искусства Шукшина заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условия его бытия в эпоху 40-70-х гг. - послевоенного тридцатилетия. Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, но и отчасти непонятным читателю. Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", чтобы, не дай Бог, не растревожить собственную душу. А в героях Шукшина поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа". Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может, ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы и ведет иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца ("Беспалый"). Оскорбил очкарика в магазине хам-продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель ("А поутру они проснулись...") и т. д. В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой ("Сураз", "Жена мужа в Париж провожала"). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева ("Обида"), "несгибаемая" тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, пробиваться сквозь стену равнодушия. И ... схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин ("Кляуза"). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго...
Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот уже не разобрать, кто там взывает к человечности писатель Шукшин или Ванька Тепляшин. Шукшинский герой, сталкиваясь с "узколобым гориллой", может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: "Тут надо сразу бить табуреткой по голове - единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо" ("Боря"). Это чисто "шукшинская" коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они - это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще столкновения героев Шукшина оказываются драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, "шутейным", но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого - о "благодушной бесконфликтности" произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперипетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматическом обнаруживается комическое. При укрупненном изображении необычных, . исключительных обстоятельств, сюжет предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ("Осенью"). Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о неизбежном уходе человека и прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он всегда изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов - реки, дороги, бесконечной пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек ? В чем суть его бытия на Земле? Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий, и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века, составляет сильную сторону творчества Шукшина. Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство земледельца.
Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать-земля... Народно-образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о духовных связях.
Всеобъемлющий образ земли-Родины становится центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно.
Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.



Сочинения на все темы школьной программы