Эссе о Толкиене
Эссе о Толкиене
Сочинение на тему: Эссе о Толкиене
Эссе о Толкиене
Эссе о Толкиене.
Кто такой Толкин?
Поистине нелегко найти определение, которое могло бы обозначить ту культурную революцию, которую принес с собой этот человек - английский филолог и по совместительству литератор.
Ему не было суждено в полной мере узнать о собственной судьбоносной роли: бум толкинистики пришелся как раз на семидесятые-восьмидесятые (в Россию он пришел еще позже - после перестройки).
Судьба Толкина бедна событиями: родившись в Африке, в возрасте четырех лет он приехал в Великобританию, которую не покидал до смерти.
Учился в Оксфорде, затем преподавал там английский язык и литературу; издал несколько научных работ, сравнительно успешных.
И в то же время Толкин создавал книги, которые изменили лицо не только словесности, но и всей культуры.
В середине безнадежного ХХ века он нашел золотой ключик от потайной дверцы, через которую миллионы читателей вышли в забавный и удивительный мир Средиземья.
Вот где скрывался выход из бесконечного кошмара войн, геноцида, тирании, масс-культуры: на страницах книг, остроумно и умно возродивших волшебный аромат верескового меда, потерянных мифов старой Европы.
Действительно, не сказка, а миф - его Толкин вернул в реальность и противопоставил ей, исполнив свою миссию гораздо виртуозней Манна или Борхеса. Тогда человечество начало играть - в хоббитов, гномов и эльфов; спасать из рук Темного Властелина волшебное кольцо и необъяснимым образом одерживать победу над всемогущим злом.
Лишь читая эти книги мы можем поверить в реальность нереального и в победу слабого над сильным.
Профессор Толкин незаметно покинул этот мир, но тот, открытый им мир, остался с нами. Мы все играем в его игру до сих пор.
Одиннадцать лет назад я увидела на полке в библиотеке серую книгу со стилизованным изображением глаза на обложке.
Книга называлась "Хранители". Вспомнив, что год назад мне ее порекомендовали, я решила ее взять.
Это была первая книга, над которой я плакала. Плакала, дочитав до конца в тот же день. От запоздалого страха, что могла ведь и не заметить ее там, на полке, могла пройти мимо. И никогда не прочитать. Родители (мне было 14 лет) встревожились только тогда, когда поняли, что я перечитываю эту странную книгу уже в... 50-й раз. То есть через два месяца.
Целый год я не могла найти никого, кто разделил бы... мое увлечение? Мой фанатизм? Мой новый взгляд на мир?
А потом... это такое счастье: понять, что вот эта незнакомая девушка - тоже "больна" Толкиеном! Она понимает!
За следующие полтора года мы нашли еще четверых.
Каждый был убежден, что это он один такой "тронутый". С тех пор я прочитала немало хороших книг, и список любимых авторов неуклонно пополняется. За эти годы Толкиен стал одним из самых модных писателей российской молодежи.
Не знаю, радоваться или огорчаться.
Думаю, еще через пару лет эта волна сменится другой, на щите будет кто-нибудь русский. Возможно, Пелевин. И это хорошо.
Порой великий мастер - художник, музыкант, писатель - оказывается вытолкнут на периферию общественного сознания, та или иная маргинальная группа поднимает его на щит - и все, его общественная роль теперь неразрывно связана с ролью этой группы, ему теперь не отмыться.
Именно это произошло с Толкиеном.
И бесполезно теперь убеждать стороннего наблюдателя, что Толкиен - это не про бои на деревянных мечах, что ролевые игры придумал совсем не он, что ксивнички-фенички-хайратнички появились гораздо позже и не имеют к нему никакого отношения.
Все равно никто не поверит. Между тем, если отвлечься все же от того нелепого антуража, который окружает имя Толкиена, - что мы увидим?
Прежде всего гениального, блестяще эрудированного филолога.
Похоже, не было ни одного средневекового германского языка или диалекта, которого он не знал бы в совершенстве.
Но и этого ему было мало - он придумал свой, новый язык. Не он первый, конечно, - кто не слышал про эсперанто.
Я не знаю, возможно на эсперанто даже и стихи пишут.
Но уж точно никто никогда ни на одном выдуманном языке не писал таких стихов.
Во-вторых, и это выглядит почти трюизмом, Дж. Р. Р. - великий сказочник. Такой яркой, смешной, феерической, и в то же время - лиричной и мудрой прозы для детей, как "Хоббит" и "Кузнец из Большого Вуттона" не писал кроме него, пожалуй, никто.
Даже Андерсен. Даже Кэрролл. И наконец, Толкиен, быть может, самый мудрый писатель XX века.
Проблема абсурдности бытия, та бездна, которую открыл нам Кафка, была преодолена им в "Листе Никля" и "Властелине Колец" с изяществом и точностью, достойными Великого Мастера.
У Толкиена было все, чтобы стать одним из писателей "потерянного поколения": и тяжелое детство, и юность на фронте 1-ой мировой...
Но он стал тем, кто он есть.
Его удержала Вера, его удержал придуманный им мир, его мир.
Но главное - необоримое и удивительно мощное чувство дома, дома как источника, первоосновы и,
в конечном итоге мерила всего, что происходит.