Гений и злодейство - две вещи несовместимые
Гений и злодейство - две вещи несовместимые
Сочинение на тему: Гений и злодейство - две вещи несовместимые
Гений и злодейство - две вещи несовместимые
Гений и злодейство - две вещи несовместимые.
Сочинение по роману Толстого "Война и мир".
Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
А.С. Пушкин. Моцарт и Сольери.
Идею Пушкина о том, что гений и злодейство несовместимы.
Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" сформулировал следующим образом - "нет величия там, где нет простоты, добра и правды".
Писатель доказывает свою мысль на примере двух героев- антагонистов - Наполеона и Кутузова.
Русский полководец у Толстого - воплощение лучших качеств русской нации, прежде всего, в нравственном отношении.
Кутузов максимально прост во всем и очень близок к народу.
Так, со своими подчиненными он ведет себя, как любящий отец с детьми: "Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам".
В отношении войны русский главнокомандующий придерживается того же гуманного взгляда, как и на все другое.
Писатель подчеркивает, что этот человек направлял все свои силы на то, чтобы спасать и жалеть людей, а не уничтожать их.
Кутузов, по Толстому, был единственным из русских полководцев, кому вполне открылся "народный смысл события".
Это вовлекло его в разлад со светской чернью, "толпой" которая не поняла и не приняла взгляда Кутузова на значение войны.
Для писателя нет сомнений в том, что "источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе его".
Поэтому, когда окончилась война за отечество, "представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".
Подлинное величие Кутузова, оцененное лучшими людьми нации и простым народом, не было признано историками.
Именно поэтому Толстой своим романом спорил с ними.
Опровергая легенду о величии Наполеона, он заявляет, имея в виду Кутузова: "Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история".
"Правда" о Наполеоне для Толстого максимально отрицательная. Развенчание Наполеона как "великого человека" - это, прежде всего, развенчание нравственное. После сражения под Бородином сам герой отчетливо осознает его. Наступила минута редкого в жизни этого человека озарения: "В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие... Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами красным носом и охрипшим голосом, он... с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить".
Наполеон - не полководец, восславленный историками, а человек - не только жалок и ничтожен, но и смешон.
Погоня за "призраком жизни" вместо самой жизни, самовлюбленность, тщеславие, комедиантство - эти черты Наполеона ведут писателя к заключению: "...и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого".
В изображении Наполеона использованы сатирические приемы (ирония, гипербола), характерные для поздних произведений Толстого.
Глядя на портрет сына накануне Бородинского сражения, Наполеон ведет себя согласно роли: "...он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности...". Кроме того, писатель стремится подчеркнуть "физиологичность, животность" натуры "великого француза": "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах..."
В романе комически заострен контраст между претензией Наполеона на роль "великого человека" в истории и его нравственным ничтожеством. В результате из него нельзя "сделать... ничего, кроме карикатуры".
В "Эпилоге", когда уже вопрос о нравственной победе России над наполеоновской Францией разрешен окончательно, Толстой предлагает читателю собственное прочтение биографии Наполеона, далекое от бытующих преданий и легенд.
Вся она состоит из неестественного сочетания противоположностей: "искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека", "безумие самообожания", "дерзость преступлений".
Купленное ценой отсутствия "самых лучших, высших человеческих качеств" право вторжения в свободно и естественно текущее бытие вызывает отпор людей, единых в нравственном отношении, черпающих силы в родной земле.
Именно они побеждают Наполеона и его армию, не признавая за ним ни подлинного, духовного величия, ни военного гения.
Такой мысли придерживался и сам Л.Н. Толстой, считавший, вслед за Пушкиным, что "гений и злодейство - вещи несовместимые".