Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева
Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева
Сочинение на тему: Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева
Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева
Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева.
Умом Россию не понять...
Ф. Тютчев.
Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас.
Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии - философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
А вообще-то Тютчев - весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов.
Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы - темы любви, природы и России - не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.
...А там, в торжественном покое
Разоблаченная с утра,
Сияет белая гора,
Как откровенье неземное...
...Зима недаром злится,
Пришла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора...
...Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром, -
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
...И кто в избытке ощущений,
Когда бежит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и любовь!
...Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я еше ему молиться мог...
...Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать...
Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером - ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, - признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:
...Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском...
...Есть близнецы для земнородных
Два божества - то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных -
Она угрюмей, кротче он...
и отдав дань религии:
...Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть...
...О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей...
...Был день, когда Господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,
В нем издыхал первосвященник сам...
все равно возвращается к вечным ценностям:
...Не все душе болезненное снится:
Пришла весна - и небо прояснится...
..О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
... Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался "роковым Севером", который стал для него "сновиденьем безобразным", он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.
Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная - есть ложь.
тот анализ порой вторгал его в пессимизм:
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!
А иногда - в философское отчаяние, где сон подобен смерти:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.
Впусти меня! - Я верю,
Боже мой! Приди на помощь моему неверью!