Обзор творчества М.Ю. Лермонтова

Обзор творчества М.Ю. Лермонтова

Сочинение на тему: Обзор творчества М.Ю. Лермонтова



Обзор творчества М.Ю. Лермонтова



Обзор творчества М.Ю. Лермонтова.

Поэт в России - больше чем поэт.
Е. Евтушенко

Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе.
"Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок",-скажет о себе другой русский поэт - Сергей Есенин.
Если перефразировать это высказывание, то о Лермонтове можно сказать: "Как мало пройдено дорог, как много написано..."
Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом, художником, музыкантом.
Кому многое дано, с того и спрос больше.
Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с произведениями гения.
Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литературным языком. В каком бы жанре ни работал Лермонтов, все у него получалось гениально.
Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции.
Это очень сказалось на характере его творчества, тематике произведений: одиночество, непонимание окружающих, отсутствие единомышленников,- все это как в зеркале отразилось в лирике раннего периода: "Жалобы турка", "И скучно, и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "На севере диком стоит одиноко сосна". Чтобы понять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV. В "Песне про купца Калашникова" отчетливо прослеживается желание автора разобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограниченной власти.
Произведение написано в форме старинной песни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героев - самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмитриевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Прекрасно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя.
Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, пре- красно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину (явилась домой простоволосая). Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодостью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права царского слуги - опричника.
Совершенно в ином ключе решен образ купца Калашникова.
Он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек.
Степан Парамонович выходит на кулачный бой защитить честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:
Нет у меня ни брата, ни отца,
Ни матушки - ты один у меня заступник.
Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает моральную победу над Кирибеевичем.
- Я вышел убить его,- говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок.
Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены.
И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору.
Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича...
А братьям его разрешили беспошлинно торговать - такова милость тирана.
Современники поэта видели в "Песне..." аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии.
Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской.
Поэт никому не навязывал своих идей.
Каждое поколение находит в его поэзии отражение своих идей и взглядов.
В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову.
Интерес к его произведениям.


Сочинения на все темы школьной программы