Высшее общество в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Высшее общество в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Сочинение на тему: Высшее общество в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Высшее общество в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Высшее общество в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Знакомство читателей с высшим обществом происходит уже на первых страницах романа Толстого "Война и мир", когда мы оказываемся в салоне А.П. Шерер. Мы не можем не заметить иронического авторского отношения к неискренности, показной чопорности, манерности гостей этой гранд-дамы. Светская львица Анна Павловна, как это и было принято в свете, очень строго подошла к подбору гостей для своего великолепного вечера: "Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное".
Выбор гостей объясняется не их человеческими качествами или уровнем интеллекта, а знатностью и богатством. Виконт и аббат на этом светском вечере являются некоторым десертом и служат для придания ему значимости, великолепия, весомости, точно так же, как экзотические заморские фрукты служат для украшения стола.
Анну Павловну Шерер Толстой сравнивает с "хозяином прядильной мастерской", который методично рассадил своих "работников по рабочим местам", где каждый выполняет свое задание, а сам ходит по мастерской, следя за порядком. Толстой пишет: "... так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину".
Все здесь роскошно, чопорно, как-то неестественно. Поэтому так и пугает Шерер новый гость - "массивный, толстый" Пьер Безухов, "незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи". Толстый, большой, немножко неуклюжий, такой неизящный и неаристократичный, он совсем не знает светских манер и не умеет вести себя в свете. Анна Павловна испытывает страх еще и перед "умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной". Вот что пугает людей, вращающихся в светских кругах: настоящий, живой ум, непосредственность, простота.
А Пьер еще очень наивен. Это настолько добрый человек, что у него не возникает даже мысли о плохих людях. Он не может допустить, что в светском обществе могут быть люди, подобные холодному, расчетливым князю Курагину и его дочери Элен. Или беспринципному и подлому Анатолю, который, не задумываясь, разрушает жизнь человека. Или Бергам с их циничной жизненной формулой: "всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше тебя, потому что тогда только есть приятность от знакомств" и чтоб подольше не было детей, поскольку "надо жить для общества".
Наивный Пьер еще искренно верит, что на этом вечере собрались по-настоящему интеллигентные люди, "и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза": "он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать". Пьер с надеждой ждет "чего-нибудь особенно умного".
Пройдет время, и в роковой для России день- день Бородинского сражения - здесь тоже соберется высшее общество, чтобы приятно провести время, продемонстрировать на публике новые наряды и высказать громкие признания в любви к России. У гостей Шерер не хватило такта в страшный для России день не устраивать великолепного вечера из уважения к тем людям, которые сейчас там, где льется кровь, раздаются стоны и плач умирающих. Но Толстой пишет: "У Анны Павловны 26-ого августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образу преподобного угодника Сергия".
Прочесть это письмо было поручено князю Василию, который прославился "своим искусством чтения". Чтение этого письма "имело политическое значение". И эти люди, утопающие в роскоши, еще имели совесть осуждать Кутузова! Получая тревожные вести о положении дел войны с французами, представители светской знати вздыхали и говорили: "Каково положение государя!". Теперь они уже "не превозносили, как третьего дня, а ... осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя". А между тем, весь патриотизм этих людей сводится к тому, что они отказываются на какое-то время говорить на французском языке и штрафуют тех, кто это правило нарушал, в пользу нужд русской армии.
Представители высшего общества рассматривают брак между людьми, прежде всего, как взаимовыгодный, социальный союз. Вот мы вместе с Наташей Ростовой радуемся ее первому балу, ее первой большой любви, ее успеху. И вот Перонская комментирует: "Это миллионерка - невеста. А вот и женихи". В числе ухажеров - Борис Друбецкой. Все поклонники некрасивой девушки желают лишь выгодного брака, невзирая на отсутствие хоть какой-то симпатии к девушке.
Князь Василий, решив выдать Элен замуж за богатого Пьера, устраивает этот брак, которому суждено стать несчастным. Он ведет себя как тонкий психолог, стратег. Князь Василий забывает о том, что семейный союз двух людей - это еще и духовный союз, взаимопонимание.
К сожалению, даже в чудесной семье Ростовых вершатся такие браки! Даже в этой семье, где царят уют, полное взаимопонимание, искренняя, горячая привязанность друг к другу. Николенька и Соня с детских лет влюблены в друг друга, они поклялись в верности. Но чудеса бывают только в сказке. Соня живет в семье Ростовых, ни в чем не нуждается, она полноправный член этого дружного семейства. Но все таки она - бесприданница, у которой ничего нет. Дела же Ростовых находятся не в очень хорошем состоянии, и этот брак может вообще погубить их.
Ростовым нужны деньги. Граф и графиня выражают протест против женитьбы Николеньки на Соне, и он женится на Марье Болконской. Конечно, Марья оказалась чудесной девушкой. Марья и Николай по-настоящему полюбили друг друга, создали хорошую семью, но факт остается фактом: в высшем свете неприемлемы невыгодные браки.
Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему любят свою Россию.