Жанровая форма романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

Жанровая форма романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

Сочинение на тему: Жанровая форма романа Л.Н. Толстого "Война и мир"



Жанровая форма романа Л.Н. Толстого "Война и мир"



Жанровая форма романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

"Что такое "Война и мир", - писал Толстой в статье по поводу книги. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". Современное литературоведение отмечает, что "Война и мир" - это роман-эпопея, для которого характерны широкое изображение исторический событий и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой такого романа - русский народ, и основная идея заключается в утверждении непобедимой силы народа.
В "Войне и мире" отражена жизнь двадцатых годов 19 века не только России, но и Западной Европы. Действие происходит в Петербурге, Москве, Смоленске, в русской деревне; в Австрии, Пруссии, Польше, на Балканах, в немецких поселениях. Исторически конкретное изображение европейских войн, столкновений армий и поэтичные картины природы, сцены из жизни помещичьих усадеб и великосветских салонов, недовольство крепостных крестьян своим положением, патриотизм народа в борьбе с чужеземными захватчиками - все это образует в произведении широкое описание эпохи.
Основой жанровой формы "Войны и мира" является великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Особенность композиции романа в том, что военные действия, события, происходящие на полях сражений, тесно связаны с различными сторонами мирной человеческой жизни. Решающие моменты в судьбах главных героев определены ходом исторических событий.
Война 1812 года все изменила в укладе жизни семьи Ростовых, подвергла тяжелым испытаниям Пьера Безухова, оборвала жизнь Андрея Болконского, Ростовых, Безуховых, Курагиных. В произведении нет завязки и финала. Картины в салоне А.П. Шерер, в имении Болконских, в доме Ростовых в Москве, являющиеся началом действия, сразу же показывают жизнь в развитии, а эпилог, в котором Пьер говорит о необходимости создания тайного общества, предвещает следующие события. Кульминацией романа является Бородинское сражение, в котором силы двух воюющих армий достигли высшего напряжения. Для композиции романа характерен обобщенный образ народа, который возникает из множества массовых сцен, из слияния многих персонажей, не имеющих самостоятельного значения.
Широко используется Толстым прием контраста. Корыстолюбию, бюрократизму, аморальности столичного дворянства (Курагиным, Друбецким) противопоставлена патриархальная помещичья аристократия (Болконские, Ростовы); паразитической жизни верхов общества - трудовая жизнь народа. Контрастна деятельность Кутузова и Наполеона.
Важную композиционную роль в романе играет пейзаж. Картины природы связаны с жизнью людей, размышлениями героев, способствуют их психологической характеристике. Накануне Бородинского сражения Пьер "замер от восхищения перед красотою" дальних лесов, "точно высеченных из какого-то драгоценного желто-зеленого камня", золотых полей и перелесков. Его восприятие природы неразрывно связано с тем чувством "скрытой теплоты", любви к родной земле, которое переполняло в эти решающие минуты сердца Кутузова, князя Андрея, русских солдат и офицеров - участников предстоящей битвы.
Мастерство художника-психолога, отмеченное Чернышевским, в романе "Война и мир" достигло совершенства. Изображение психического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни - "диалектики души" - с особенной яркостью проявилось в раскрытии характеров героев, близких и дорогих писателю (князь Андрей, Пьер, Наташа Ростова, княжна Марья).
Прослеживая пути их духовного развития и нравственных исканий, Толстой стремится обнаружить скрытые причины их поведения. Это достигается различными художественными приемами, но более всего для толстовской манеры создания образа-персонажа характерен внутренний монолог, раскрывающий самые сокровенные мысли героя.
Перед Бородинским сражением все события жизни осветились для князя Андрея "холодным, белым светом , без теней, без перспективы, без различия очертаний", и в душе его зазвучала внутренняя речь. Обычно Толстой применяет внутренние монологи и напряженные моменты жизни действующих лиц. В таких случаях речь становится неупорядоченной. В соответствии с жизненной правдой Толстой ввел такую речь в художественное произведение и создал тем самым новый прием в литературе.
"Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, - говорил Толстой, - потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица". По словам Толстого, особенность его как художника состоит в том, что он "как бы пристанет к читателю с этой художественной подробностью, пока ясно не растолкует ее". Так, автор романа не раз говорит о чисто промытых складках шрама Кутузова, постоянно напоминает о вздернутой губке жены князя Андрея Лизы; неоднократно замечает "лучистые глаза" княжны Марьи, "перепрыгивающие щеки" князя Василия Курагина. Повторяющиеся приметы, характерные детали служат раскрытию внутреннего состояния героев, подчеркивают сущность их характеров.
Более ста лет прошло с тех пор, как вышла из печати последняя книга "Войны и мира", но произведение не утрачивает своей жизненной силы. В исторических делах полководца Кутузова, в героических подвигах капитана Тушина и партизан, в радостных и горестных картинах жизни князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и современный читатель находит много общечеловеческой волнующей правды.


Сочинения на все темы школьной программы