Сочинения для подготовки к егэ по русскому языку


Каковы причины существования зла?


Сочинение: Каковы причины существования зла?

Далеко не всегда мир нам кажется самым радостным местом для жизни. Каждый из нас, кем бы он себя ни считал – христианином, теистом, деистом, атеистом, мистиком или нигилистом, несет бремя страданий и сталкивается со злом. Бесполезно отрицать реальность зла, просто приписав его невежеству или иллюзиям. Гораздо чаще в жизни радость и добро, чем страдание и зло, являются иллюзией! Почти для всех людей (кроме сторонников той философии, в которой все видимое – иллюзия) существование зла не подлежит сомнению.

С другой стороны, есть и такие верования, организации, оккультные и сатанинские секты, где служат, поклоняются и приносят жертвы (иногда даже человеческие!) силам зла.

Мы должны встречать зло с открытым лицом. Христианство не игнорирует и не романтизирует зло. Оно утверждает, что человек живет в падшем мире, а это говорит о том, что зло – часть нынешних человеческих переживаний. Почти все книги Библии в той или иной мере говорят о зле, с которым сталкивается человек. А одна книга Ветхого Завета, книга Иова, почти полностью посвящена проблеме зла. И в нашей жизни почти каждый день мы слышим о человеческих бедах и несчастьях. Кругом войны, нищета, болезни и преступления, страдания и смерть.

В ряде толковых и энциклопедических словарях (английских, итальянских и русских) зло определяется как:
1) все дурное, плохое, вредное, греховное;
2) беда, напасть, несчастье, неприятность и т.д.

В "Энциклопедическом словаре" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона приведено определение В.С.Соловьева:
"Зло – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.". Зло, о котором упоминается в Библии и которое наблюдается в каждодневной жизни, многие богословы подразделяют на несколько категорий: духовное, или моральное зло (грех), физическое зло (боль, страдание), природное зло (землетрясения, пожары, наводнения, пандемии и т.д.). Иногда говорят о т.н. метафизическом зле (по сути это та часть природного зла, которая обусловлена конечностью мира и наличием естественных законов). Во избежание неясностей мы будем в тех случаях, когда категория зла явно не оговаривается, подразумевать под злом именно моральное зло (грех), а для второй категории попросту употреблять слово страдание.

Беспокоит нас не только и не столько страдание, сколько его масштабы – то, что философы часто называют бессмысленным злом. В определенном смысле можно как-то оправдать всякое страдание – но уж слишком его много! Как возмущают нашу душу страдания и смерть множества невиновных, уносимых за раз войнами, массовыми репрессиями тоталитарных режимов и стихийными бедствиями. Как объяснить все это!? А Holocaust (убийство миллионов евреев нацистами во время второй мировой войны) кардинально изменил представления о способности людей ко злу: как далеко ушли некоторые человеческие существа от того человека, который был сотворен по образу и подобию Божьему!? Это один из самых страшных примеров морального зла.

Сочинение: Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»

Перед Гамлетом мир предстает как «дикий сад, заросший сорняком», в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось «вселенское» по масштабу зло: «бесплодны все мне кажутся дела на этом свете»; «из людей меня не радует ни один».

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека « порчу»: его природа становилась «больной». Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека — стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти «порочные добродетели» порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, — король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения. Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился «между небом и землей». Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь — всего лишь временное пристанище человека. Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: «не сведши счетов, призван был к ответу под бременем» своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

Но как вовек не дрогнет добродетель.
Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая;
Так похоть, будь с ней ангел лучезарный,
Пресытится и на небесном ложе,
Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

О, довольно, Гамлет:
Ты мне глаза направил прямо в душу,
И в ней я вижу столько черных пятен,
Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет — уйти в монастырь — продиктован отчаянием и разочарованием: «.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы». Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат(на жаргоне шекспировского времени «женский монастырь» — это публичный дом), следующие слова Гамлета о «малевании» лица женщинами как бы подтверждают это.

Причины преступления Раскольникова
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).


В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60 х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.


Банк сочинений к ЕГЭ по русскому языку