
ГИА по обществознанию для 9 класса.
ГИА по обществознанию 9 класс. Варианты заданий с ответами.
ГИА по обществознанию для 9 класса. Задания.
Задания ГИА по обществознанию 9 класс.
A1 Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
A2 Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
- политической и экономической
- экономической и социальной
- социальной и духовной
- духовной и политической
A3 Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
- познание
- свобода
- творчество
- общение
A4 Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
- гражданина
- индивида
- личность
- сына
A5 Что отличает науку от других форм культуры?
- стремление получить истинное знание
- использование художественных образов
- опора на представления о добре и зле
- отражение окружающего мира
A6 Верны ли следующие суждения о религии?
A. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б.Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
A7 Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)
- участок земли
- работники фирмы
- произведенная продукция
- теплицы и оборудование
A8 Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
- обеспечение правового поля экономической деятельности
- производство общественных благ
- контроль объема денежной массы
- поддержание конкуренции, борьба с монополиями
A9 В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?
- инфляция
- предложение
- кооперация
- спрос
A10 Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б. В основе рыночной экономики лежит государственная собственность на факторы производства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
A11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
- пассажиры
- мужчины
- горожане
- инженеры
A12 Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
- организация совместного досуга
- укрепление родственных связей
- совместное ведение домашнего хозяйства
- воспитание детей
A13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
A14 Что является признаком любого государства?
- взимание налогов и сборов
- демократический режим
- разделение властей
- федеративное устройство
A15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым на основе результатов парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления представлена в стране Z?
республика
федеративное государство
унитарное государство
монархия
A16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
A17 К гражданским (личным) правам человека относится право
- на жилище
- на судебную защиту чести и достоинства
- на социальное обеспечение по возрасту
- на образование
A18 Правительство РФ
- разрабатывает и принимает законы
- управляет федеральной собственностью
- утверждает судебные решения
- решает вопросы предоставления гражданства
A19 Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?
- уголовное
- дисциплинарное
- гражданское
- административное
A20 Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. РФ является федеративной республикой.
Б. Государственной религией РФ является православие.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
В1
В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
- потребность в пище и воде
- способность к творчеству
- способность к чувственному познанию
- наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2
В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».
Результаты опроса представлены в таблице.
Политические права (свободы) | Количество голосов опрошенных (в %) |
свобода слова и печати | 45 |
избирательные права | 30 |
право на доступ к информации | 14 |
участие в деятельности политических партий | 6 |
свобода мирных митингов, шествий, собраний | 5 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
- Политической информацией интересуется более половины граждан страны.
- В выборах регулярно принимают участие около трети граждан страны.
- В стране регулярно проводятся массовые митинги, шествия, собрания.
- Политические партии весьма популярны среди граждан страны.
- Участие в выборах более распространено среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.
В3
Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВИЛА | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор | 1) моральные |
Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России | 2) правовые |
В) каждый день надо делать какое-то доброе дело | 3) нормы этикета |
Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших | |
Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом Запишите в таблицу выбранные цифры. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
В4
Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав.
- Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.
- Обращение в суд.
- Выявление недостатков товара.
- Оплата товара.
- Получение полной достоверной информации о товаре.
Прочтите текст и выполните задания С1 – С6.
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
С1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2
Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
С3
Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы?
С4
Зачем каждому из участников экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, дайте ответ по каждому названному участнику экономической жизни.
С5
В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство многих крупных предприятий. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Объясните, как связаны эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6
Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
ГИА по обществознанию 9 класс (скачать демоверсию с сайта)