Школьный портал

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами



Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами



Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Задание 1.

Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?

Лев Владимирович Щерба

Александр Афанасьевич Потебня

Алексей Александрович Шахматов

Михаил Васильевич Ломоносов

Дмитрий Николаевич Ушаков


Задание 2.

Как в русском языке выражается категория времени. Приведите примеры.


Задание 3.

Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого.


Задание 4.

Слова простой и простой - омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду?


Задание 5.

Лисичка по отношению к лиса - это словообразование или словоизменение? Докажите.


Задание 6.

Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее.


Задание 7.

Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения.

Домик над рекою.
В окнах - огонек.

Простое предложение.

Односоставное.

Двусоставное.

Полное.

Неполное.


Задание 8.

Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.

Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.


Задание 9.

Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус",
используя элементы литературоведческого анализа.


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим? Докажите правильность своего ответа.

2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении?
Обоснуйте свое мнение.

3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?

4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?

5) Определите роль повторов - контрастов, слова "счастие", роль глаголов движения.

6) Что означает счастие для Лермонтова?


Задание 10.

Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях.
Темы: "Вдохновение", "Творчество", "Судьба", "Учитель".



  Ответы

1.
Л. И Щерба - 4

А. А. Потебня - 5

А. А. Шахматов - 3

М. В. Ломоносов- 1

Д. Н. Ушаков - 2


3.

Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям.
В изъявительном наклонении категория времени представлена:
формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу);
формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал)
и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).

Толсто'го и то'лстого.


3.

[т алсто'ва] [то'лстава]

Просто'й. Простая задача. (Не трудная...)

Просто'й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).


4.

Это - словообразование.


5.

Лиса (лисица) - хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли'сонька.

Лисица - уменьш. лисичка.

Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.

Слова могут иметь разные значения.

в знач. сказ. нар. глаг. сущ. прил.


6.

Должен поскорее запрячь тройку порезвее.


8.

1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой,
2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и
3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников,
пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать,
4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами,
5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.


9.

"Парус" - пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова


(1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода


предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики)


Лермонтова.

Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних - реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.

Изображенная во второй строфе буря ("Играют волны, ветер свищет") не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.

Парус не ищет счастья - ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.

В "Парусе" открыта трагедия вечного несогласия.

Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов - контрастов.

Двукратный повтор выделяет слово "счастие".

Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.

Многими русскими читателями "Парус" воспринимается как выражение свободолюбивых настроений"



Олимпиадные задания

Олимпиадные задания по русскому языку



Олимпиада по русскому языку 9 класс
Олимпиада по русскому языку 10 класс
Олимпиада по русскому языку 11 класс

Задания олимпиад с ответами


Будь в числе первых!
Открытая группа:
Решение школьных олимпиад.
Решаем, обсуждаем, спорим, помогаем.













Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами

Олимпиады по математике, физике, информатике, химии, биологии с решением и ответами. Олимпиада по русскому языку 9 класс.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^