Олимпиада по литературе для 11 класса
Олимпиада по литературе для 11 класса.
Олимпиада по литературе 11 класс.
Олимпиада по литературе 11 класс с ответами
1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) "Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними:
и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева,
в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем,
которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово.
На полпути они замедлили шаг..."
б) "...Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду,
который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей.
Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота,
подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов,
как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна,
и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ...."
в) "Мы с товарищами выехали до восхода солнца.
Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку.
Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок,
и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла,
а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом
и согретым деготьком смазанной конской сбруи.
Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком.
Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее..."
г) "Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру.
На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.
Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.
Неподалёку от мостка (...) остановился.
Полночное безмолвие царило в хуторе. (...) тронул коня каблуками, свернул в сторону.
Ехать через мост он не захотел.
Не верил он этой тишине и боялся её..."
д) "Он шёл медленно, точно отдыхая, миновал низкий саксаульник, перешёл через мелкую протоку;
поздняя худая луна освещала текущую воду, постоянно трудящуюся без всякого одобрения.
Над древней караванной дорогой, уходящей мимо Хивы в Афганию или дальше,
стояла мерцающая пыль от света луны".
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
а)
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.
б)
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.
в)
…Прости меня, разведчик мирозданья,
Чьим подвигом в веках отличен век, —
Там тоже, отправляясь на заданье,
В свой космос хлопцы делали разбег.
г)
Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны.
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?
Во мгле — сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет.
д)
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне всё равно, чем сыр туман.
Любая быль — как утро в марте.
3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А. Ахматовой «Лотова жена».
А. Ахматова: Лотова жена.
Жена же Лотова оглянулась
позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия
И праведник шёл за посланником Бога,
Огромный и светлый, по чёрной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза её больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
(1922–1924)
4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.
А.Блок. «Двенадцать» | А.Родченко |
A.Твардовский. «Василий Тёркин» | Н.Кузьмин |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» | Ю.Анненков |
B.В. Маяковский. «Про это» | О.Верейский |
5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка
из драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв».
Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Акт — Картина — Явление».
7. Напишите небольшую творческую работу на тему:
«Какие произведения современных писателей
могут стать классикой русской литературы и почему?»
Дайте обоснование вашему выбору.
Ответы на задания по литературе 11 класс
Ответы на задания 11 класс
1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.
А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Б) А.И. Куприн. «Поединок».
В) М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
Д) А.П. Платонов. «Джан».
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
А) С.А. Есенин. Собаке Качалова.
Б) С.А. Есенин. Сестре Шуре.
В) А.Т. Твардовский. Космонавту.
Г) М.И. Цветаева. Стихи к Блоку.
Д) Б.Л. Пастернак. Марине Цветаевой.
4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.
А.А. Блок. «Двенадцать» | Ю.Анненков |
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» | О.Верейский |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» | Н.Кузьмин |
В.В. Маяковский. «Про это» | А.Родченко |
Олимпиадные задания по литературе 11 класс