Сочинение по тексту Д.С. Лихачева
Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку
Сочинения по текстам ЕГЭ.
Текст 1 по Д.С. Лихачеву
1) Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату.
(2) Красоту русской природы создавал своим многовековым трудом русский крестьянин.
(3) Он пахал землю и тем задавал определенные габариты своей пашне, проходя по ней плугом.
(4) Поэтому рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед.
(5) Распахивая землю, человек убирал в ней все резкие бугры, камни.
(6) Хождение крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавало «полосыньки» ржи, но ровняло границы леса, формировало его опушки, создавало плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.
(7) А с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы!
(8) Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, идущих в унисон друг с другом, точно голоса в древнерусских песнопениях.
(9) Пахарь укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к волоску.
(10) Так лежат в избе бревно к бревну, в изгороди – жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги, как стадо, идущее к водопою.
(11) Тот, кто был в Кижах, видел, вероятно, что вдоль всего острова тянется каменная гряда.
(12) Гряда высокая, она плавно изгибается, точно хребет гигантского животного, повторяя изгибы бегущей рядом дороги.
(13) Этот хребет образовывался столетиями.
(14) Крестьяне освобождали свои поля от камней – валунов и булыжников – и сваливали их здесь, у дороги.
(15) Так образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого пронизан ощущением многовековья.
(16) Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек.
(17) Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, а с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж.
(18) Отметим, что обе эти культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.
(19) Таким образом, отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счет другой.
(По Д.С. Лихачеву)
Пример сочинения по тексту Д. С. Лихачёва
Каким должно быть взаимодействие человека и природы? Вот проблема, поставленная в статье академика Д. С. Лихачёва. Носит ли эта взаимосвязь односторонний характер, и человек - лишь потребитель природных богатств: плодородия почвы, запасов воды, полезных ископаемых? Или назначение человека - в том, чтобы, разумно и бережно относясь к природе, не только не разрушить её, но и преобразить на началах разума и
Проблема эта - одна из самых современных и злободневных. Всё больше человек вторгается в природное равновесие и, увы, зачастую разрушает его. Лесные пожары, пересыхание рек, разрушение озонового слоя - тому примеры. Не слишком ли самоуверенно и бездумно распоряжаются ныне люди в природном доме? Есть ли примеры иного сосуществования человека и окружающей среды?
Деятельность наших предков - яркий пример гармоничного соседства с природой, как полагает академик Лихачёв. Своим земледельческим трудом, очерченными границами лесов и пашен, лугов и полей вносил русский крестьянин определённый порядок в окружавший его пейзаж. Да и сама мера воздействия человека не природу была не разрушительной, а упорядочивающей, почти эстетической.
Нам, современникам, возможно, стоит и прислушаться к словам Лихачёва, и поучиться разумному, бережному отношению к природе наших предков. Ведь любовь к родине - это не только состояние души, но и стремление сделать свою землю лучше, краше, жить в единстве с ней. Вспомним, как в пушкинской "Деревне" подмечено неразрывное единство ландшафта и присутствия плодов человеческого труда, взаимно дополняющие друг друга:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...
В любви к русской природе, её лесам и пашням, мирным картинам земледельческого труда признавался и Лермонтов в стихотворении "Родина":
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз...
Лишь осмысленное, бережное, разумное отношение к природе человека способно сделать его её достойным сыном - вот вывод, который следует из раздумий академика Лихачёва о русской природе и русской культуре.
Текст 2 по Д.С. Лихачеву
(1) То, что человечество в основе своей едино, – это очевидно, но и национальные особенности – тоже достоверный факт.
(2) Отрицать наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым.
(3) В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и сутками видите из окна один и тот же пейзаж, даже очень живописный
(4) Например, поля спелой ржи, облитые солнцем и волнуемые беспокойным ветром.
(5) Через какое-то время вы почувствуете, что ваше путешествие скучно: исчезает интерес к увиденному, гаснет любовь к стране, по которой вы едете.
(6) Ребенок не полюбит куклу, если он будет знать, что все куклы выглядят совершенно одинаково и лишены индивидуальных черт, придающих каждой из них неповторимость.
(7) Признак индивидуальности играет огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было.
(8) Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой собственный народ.
(9) Если нет индивидуальных особенностей, отличающих вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную.
(10) А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к собственному народу.
(11) Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране.
(12) Нет, уникальность народа – в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении.
(13) Достоевский, рассуждая о национальном и общечеловеческом, писал так: «Судьба распределила между народами задачи: развить ту или иную сторону общечеловеческого
(14) Резких различий в народных задачах нет, потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий идеал, но оттененный местными красками…»
(15) Можно только радоваться, что мы живем в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру.
(По Д.С. Лихачеву)
Пример сочинения по тексту Д. С. Лихачёва
Многообразие культурных традиций разных народов - факт неоспоримый в нашей жизни. Но часто встаёт проблема: есть ли общее, есть ли своеобразные "точки соприкосновения" между различными культурами? Часто мы, видя различия между образом жизни, обычаями и традициями различных народов, считаем других лишь "чужаками".
В современном мире, к сожалению, проблема межнациональной розни встаёт остро. Многие локальные военные конфликты напрямую связаны с нею. Пример нашей страны - тому подтверждение. Ушло время, когда понятие "дружбы народов" являлось определяющим.
В статье академика Д.С. Лихачёва понятия "единство человечества" и "индивидуальные особенности народов" являются взаимосвязанными. Во-первых, автор указывает, что неповторимость и самобытность каждого народа является основой чувства патриотизма. А во-вторых, нет народов и культур, между которыми нет совершенно ничего общего; всё дело во многом в уникальности, неповторимости сочетания универсальных, близких разным культурам качеств.
Стоит глубоко задуматься над позицией автора. Действительно, такие понятия, как уважение к предкам, интерес к истории своей земли, верность родине, честь, человеческое достоинство, мужество свойственны всем народам. Поэтому каждый народ достоин уважения.
Эта мысль всегда была определяющей и в русской литературе. Как вдохновенно и поэтически изображен быт и обычаи Кавказа в поэме Пушкина "Кавказский пленник":
Но европейца всё вниманье
Народ сей чудный привлекал.
Меж горцев пленник наблюдал
Их веру, нравы, воспитанье,
Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений вольных быстроту,
И легкость ног, и силу длани...
А в романе Лермонтова "Герой нашего времени" русский офицер Максим Максимыч, вспоминая о Казбиче, восхищался его удали и отчаянной смелости: "А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре". В другом месте читаем: "Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко...".
Таким образом, в основе индивидуальности каждого народа лежат всё-таки общечеловеческие ценнности. которые по-разному реализуются в национальных особенностях.
Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку