Сочинение по тексту Л. Леонова

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку



Сочинения по текстам ЕГЭ.

Текст по Л. Леонову

(1) Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2) – Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6) Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8) Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9) Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10) Варя сразу наткнулась на главное место. (11) «Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12) – Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13) Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14) Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16) Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17) Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20) Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23) С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25) Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26) И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27) – Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28) Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29) Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову)



Пример сочинения по тексту Л.Леонова


В периоды трудных испытаний от каждого человека требуется осознание сопричастности своей жизни судьбе родины, народа. Чувство долга, стремление к максимальной самоотдаче во имя высоких идеалов требует от человека, в свою очередь, нравственного взросления. Именно эта проблема поднята в романе Л. Леонова «Русский лес».
Особенно остро проблема эта встала перед молодым поколением начала Великой Отечественной войны. Сменить вчерашнюю школьную парту на место в военном строю пришлось многим молодым ребятам. Они, мечтавшие о любви и счастье, должны были стать защитниками своей страны. Но и сегодня, в совершенно иное время, с вопросом о нравственном становлении встречается каждый.
Родиону, герою романа Л. Леонова, пришлось сполна ощутить трагические события начала войны: череду непрерывных отступлений Красной Армии под натиском фашистских оккупантов, первые поражения и потери. Чувство неизбывной вины вызывали жители городов, сёл, оставляемых врагу. Скромные полевые цветы, подаренные незнакомой девочкой молодому солдату, стали для него символом доверия, символом надежды на победу над врагом. Оправдать долг защитника Отечества стало для героя важнейшим жизненным вопросом. Автор показывает, что для нравственного взросления человека необязателен путь долгих тягот и испытаний, порой достаточно одного значительного события в жизни.
Нельзя не согласиться с этой позицией Л.Леонова, действительно, и сегодня с вопросом о нравственном становлении встречается каждый. Каким станешь ты, зависит только от самого человека, порой достаточно одного значительного события в жизни.
Темам долга и взросления человека посвящена история Петра Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка». Не в ожесточённых схватках с пугачёвцами выработался характер Гринёва, а в стремлении следовать понятию чести, данному слову. Подлинным героем предстаёт он в сцене отказа служить Пугачёву, в истории спасения Маши Мироновой. Вспоминается и путь нравственных поисков Пьера из романа Толстого «Война и мир». Являясь лишь свидетелем, а не участником Бородинского сражения, герой Толстого ощутил свою причастность великому национальному подъёму русского народа в борьбе против наполеоновского нашествия, что определило в дальнейшем его участие в декабристском освободительном движении.
Разными путями может прийти человек к высоким идеалам, в том числе и к осмыслению особенно ярких, значимых событий в своей жизни.



Текст по Е. Воробьёву


(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.
(2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.
(3) Лейтенант решил воспользоваться затишьем. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в Москву ему и молоденькому телефонисту Федосееву. (5) За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит. (6) В самом деле, негоже защитникам Москвы не увидеть Москвы! (7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на попутной машине добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (9) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (10) Пора выходить. (11) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (12) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (13) «Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (14) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза румяные, особенно девушки. (15) Но вот снова твёрдый пол под ногами. (16) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (17) Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (18) Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (19) Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (20) Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (21) Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.
(22) По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (23) Вторично спустились в метро. (24) В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (25) На станции «Арбатская» на служебной двери табличка «Для рожениц». (26) На станции «Курская» работал филиал Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (27) Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!
(28) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (29) Это чувство острее у человека, который не так много путешествовал. (30) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.
(31) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (32) Ему было что защищать!
(По Е. Воробьёву)


Сочинение по тексту Е.Воробьёва.


Любовь к своей стране, к её историческому наследию, уверенность в завтрашнем дне, мужество, вера в победу – качества, которые были необходимы и воинам, и труженикам тыла в годы войны. В чём состоит истинный патриотизм – вот проблема, поднятая Е. Воробьёвым.
Актуальна ли данная проблема в нынешнее время?
Необходимость всенародного подвига в дни войны была жизненно важным вопросом исторического значения. В настоящее время, к счастью, нет каждодневной необходимости в подвиге самопожертвования. Однако любовь к Отечеству по-прежнему неотделима от уважения к своему прошлому, от стремления вписать новые, достойные страницы в будущую историю своей страны.
В изображении будней военной Москвы автором передано стремление жителей сохранить исторический и культурный облик столицы. Закамуфлированный фасад Большого театра, памятник Минину и Пожарскому, тщательно оберегаемый от налётов вражеской авиации, – это суровые реалии войны. Но даже в военное время москвичи с уверенностью смотрят в завтрашний день. Дом рожениц, филиал Исторической библиотеки, - это уверенная поступь жителей столицы в будущее. Автор убеждён, что неколебимая вера в победу объединяет весь советский народ, стремящийся приблизить её и в тылу, и в ратном подвиге.
С таким утверждением Е.Воробьёва нельзя не согласиться. Примеры общенационального подъёма, единения народа, изображены были ещё в романе Л. Толстого «Война и мир».
Патриотический подъём на страницах романа Л. Толстого «Война и мир» показан не только в батальных сценах. Смоленский купец Ферапонтов, раздающий русским солдатам муку перед вступлением в город французов; воодушевление и консолидация московского дворянства, организующего ополчение; вид самих ополченцев, строящих укрепления перед Бородинским сражением; решение пятнадцатилетнего Пети Ростова идти в армию, «…потому что Отечество в опасности» - яркие примеры объединения всех слоёв общества, всего народа в борьбе с врагом.
В стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» герой обращается к нам:
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина – брата,
Что погиб за неё.

Вот в чём и состоит истинный патриотизм, и проблема, поднятая Е. Воробьёвым, всегда актуальна.



Текст №1


(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)


Сочинение по тексту №1


Человечество – это «оригинальная болезнь», своеобразные микробы, которые разъедают продуктами своей неуемной жизнедеятельности столь глубоко продуманный и отлаженный организм - нашу планету. Проблема, поднятая в данном тексте, очень важна для современного мира. Мы губим то, от чего зависит наша жизнь, словно не понимая и не видя неразрывную связь нашу с природой- матушкой.

Автор, сравнивая нашу планету с космическим кораблем, в котором самообновляемая система жизнеобеспечения, с болью говорит о том, что люди «выедают недра», отравляют атмосферу Земли. Так зачем же сознательно выводить её из строя?! Наша задача состоит в осознании важности проблем экологии, в понимании того, что состояние планеты и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения людей.

В. Солоухин прав. К сожалению, люди своей деятельностью губят и разрушают природу. Бесчисленные заводы, фабрики, комбинаты своими отходами загрязняют атмосферу, воду, почву. В людях укоренилось чисто утилитарное отношение к земле, на которой они живут. Мы стремимся извлечь неиссякаемые (как нам кажется) богатства из недр Земли, не думая о последствиях. А они уже есть! Тают льды, уменьшаются запасы пресной воды, исчезают или на грани исчезновения некоторые виды животных.

Мы забыли о той великой эстетической силе, которую может дать нам общение с природой. Ведь она всегда была источником духовных сил человека. Недаром А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин и другие поэты восхищались красотой природы, черпали из неё вдохновение.


Текст №2


(1) Человек должен быть интеллигентен.

(2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему.

(10) Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

(12) Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящие произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… (15) Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей. (По Д.С. Лихачеву)

Сочинение по тексту №2


Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность как проявление подлинного гуманизма невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу злорадства, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.

Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу. Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо»

Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относится к окружающим с терпением и пониманием, а к себе - с требовательностью. Как Андрей Соколов из рассказа Шолохова «Судьба человека»» , который прошел тяжёлую школу жизни от простого шофёра до настоящего человека, способного сострадать и любить

Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку