ГИА по русскому языку для 9 класса с ответами




ГИА      по      русскому      языку      9      класс      с      ответами.

ГИА русский язык 9 класс.      Вариант № 10.

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1—А7 обведите кружком.
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания В1—В9 вы должны сформулировать самостоятельно.

ГИА русский язык для 9 класса.

Часть A.

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Весть о юбилее принесла не только внучка, но и открытка в почтовом ящике, приглашающая «всех выпускников школы принять участие в торжестве».
(2). Наверное, сама Ирина не вспомнила бы.
(3). Шутка сказать – пятьдесят лет!
(4). Зато помнила аппетитные стопы ярко-жёлтых кирпичей на пустыре и рабочих в длинных фартуках, которые нагружали кирпичами тачки, а потом подвозили их каменщикам.
(5). Когда здание было построено, оно оказалось школой, а Ирочка – первоклассницей.
(6). Нечего было и думать о том, чтобы собрать всех, кто здесь учился.
(7). Поэтому торжество проводили в клубе авиационного училища, что располагалось прямо напротив школы.
(8). Бабушка волновалась, почти как семилетняя Ирочка, пятьдесят лет назад вошедшая в залитый солнцем класс.
(9). Директор взял в руки звонок – бронзовый, величиной с чайник, колокольчик, тот самый! – потряс и поставил обратно.
(10). Чистый и громкий звон рассыпался осколками по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами…
(11). О чём говорили, Ирина не запомнила.
(12). Когда начинали аплодировать, она тоже аплодировала.
(13). Но вот заговорила высокая учительница с косами короной:
(14). «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс.
(15). Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать.
(16). Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики».
(17). Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.
(18). «Подумать только, так давно...»
(19). Подумала вслух, и стало совсем тихо; она тоже замолчала.
(20). «Я о деревьях думаю, о липах.
(21). Вот они стоят вокруг школы, а ведь когда нас привели, они совсем малютками были, не выше нас самих.
(22). Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.
(23). Посадили вокруг школы, со всех сторон».
(24). Помолчала, глядя в окно и не видя, как внимательно рассматривают её лицо, ярко-белую прядь в чёрных волосах и старенькое шерстяное платье, повернулась лицом к залу:
(25). А теперь они выше школы!
(26). Если бы те, кто со мной учился, могли их увидеть!
(27). Хорошо, если живы.
(28). А ведь много кто на войне сгинул.
(29). Может, под другими деревьями лежат…
(30). Первым встал, захлопал младший брат.
(31). На его пиджаке тенькали медали.
(32). Аплодировал весь зал.
(33). Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.
(34). Но директор тоже поднялся и хлопал стоя.
(35). К ней подбежала девочка, чтобы вручить розу «от имени пятого «А» класса».
(36). Роза была тёмно-красного цвета и пахла уличным холодом.
(37). Волнение не проходило, было таким сильным, что Ирина плохо слышала других выступавших.
(38). Через несколько дней пришла дочка Тайка с коробкой пирожных.
(39). Пили чай.
(40). Внучка Лёлька искусно выгребла из эклера крем и теперь ела «обложку».
(41). Таечка деликатно откусывала безе, и на яркой помаде оседали белые крупинки.
(42). «Ты ведь любишь безе, мама?»
(43). Тайка удивлённо смотрела, как мать режет бородинский хлеб.
(44). «Среда, постный день у меня», – объяснила Ирина.
(45). «Ты домой забери, куда нам столько; или Надю угости».
(46). Дочка задержалась в комнате соседки.
(47). Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.
(48). Разговор шёл о школьном празднике.
(49). «…Скука смертная: директор долдонит, завуч.
(50). А дальше – хоть стой, хоть падай: моя матушка речугу толкала.
(51). Я думала, что сквозь землю провалюсь, честное слово!»
(52). Дружно засмеялись, и Тайка сквозь смех продолжала: «…о пользе зелёных насаждений.
(53). В общем, чёрт-те что и сбоку бантик».
(54). Стараясь не греметь чашками, Ирина прошла к себе мимо плотной портьеры, за которой горела лампа.
(55). «Нет-нет-нет, тётя Надя, это Вам; у матушки пост».
(56). И снова зазвенел Тайкин смех, но мать уже прикрыла дверь…
. ( По Е. Катишонок ).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1.     В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, выступая на юбилейном школьном вечере, Ирина Григорьевна говорила о старых липах?»

1) Она хотела поделиться воспоминаниями о том времени, когда была первоклассницей, а липы – маленькими кустиками.
2) Ей хотелось, чтобы школьники воспринимали эти деревья не просто как зелёные насаждения, а как память о первых учениках школы.
3) Она растерялась, так как не ожидала, что её пригласят выступать, и не знала, что сказать.
4) Она сожалела, что в этот вечер не сможет встретиться со своими одноклассниками, многие из которых погибли в войну.


A2.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стопы» (предложение 4).

1) Части ног от щиколотки вниз, опирающиеся на землю ступнями
2) Повторяющиеся единицы стиха, состоящие из двух или более слогов
3) Ряд предметов, наложенных один на другой
4) Сосуды для вина, расширяющиеся кверху


A3.     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.
2) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.
3) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.
4) Чистый и громкий звон рассыпался осколкам и по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами.


A4.     Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯСНИЛА (предложение 44) количество звуков и букв одинаково.
2) В слове СТАРАЯСЬ (предложение 54) буква Я обозначает два звука.
3) В слове СГИНУЛ (предложение 28) буква С обозначает звук [c].
4) В слове ПОСТНЫЙ (предложение 44)есть непроизносимый согласный звук.


A5.     Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) замер (предложение 10)
2) торжество (предложение 7)
3) растерялась (предложение 17)
4) росточки (предложение 22).


A6.     В каком слове правописание приставки определяется значением неполноты действия?

1) принесла (предложение 1)
2) приготовлен (предложение 17)
3) пришла (предложение 38)
4) прикрыла (предложение 56).


A7.     В каком слове выбор гласной в окончании глагола объясняется тем, что этот глагол относится ко II спряжению?

1) режет (предложение 43)
2) скажешь (предложение 22)
3) рассматривают (предложение 24)
4) любишь (предложение 42).



Часть В.

Прочтите текст и выполните задания В1—В9.
Ответы на задания В1—В9 нужно сформулировать самостоятельно.

В1.     Замените разговорное слово «долдонит» в предложении 49 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.



В2.     Замените словосочетание «уличным холодом» (предложение 36), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



В3.     Выпишите грамматическую основу предложения 28.



В4.     Среди предложений 7-10 найдите предложение (-я) с обособленным определением. Напишите номер этого (-их) предложения (-ий).



В5.     В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятые при уточняющем обстоятельстве. «Я о деревьях думаю, (1) о липах. Вот они стоят вокруг школы, (2) а ведь когда нас привели, (3) они совсем малютками были, (4) не выше нас самих. Тонкие росточки; и не скажешь, (5) что деревья, (6) как веточки. Посадили вокруг школы, (7) со всех сторон». Помолчала, (8) глядя в окно и не видя, (9) как внимательно рассматривают её лицо, (10) ярко-белую прядь в чёрных волосах и старенькое шерстяное платье.



В6.     Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.



В7.     В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Первым встал, (1) захлопал младший брат. На его пиджаке тенькали медали. Аплодировал весь зал. Ирина хотела досказать: мы уйдём, (2) а деревья останутся. Но директор тоже поднялся и хлопал стоя. К ней подбежала девочка, (3) чтобы вручить розу «от имени пятого «А» класса». Роза была тёмно-красного цвета и пахла уличным холодом. Волнение не проходило, (4) было таким сильным, (5) что Ирина плохо слышала других выступавших.



В8.     Среди предложений 4-8 сложноподчинённое (ые) предложение (я) с придаточным определительным. Напишите номер (а) этого (их) предложения (й).



В9.     Среди предложений 14-17 найдите сложное (-ые) предложение (-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).