ГИА по русскому языку для 9 класса с ответами




ГИА      по      русскому      языку      9      класс      с      ответами.

ГИА по русскому языку 9 класс с ответами.

ГИА по русскому языку для 9 класса с ответами.

Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание C1.

Текст для прослушивания.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

С1.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов.

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
(2). Сперва он услышал музыку.
(3). У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.
(4). А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
(5). Одного с Кинтелем возраста.
(6). Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
(7). Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8). У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
(9). На нём крупно было написано:
(10). "Зарабатываю на скрипку".
(11). Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
(12). Или не очень хорошая.
(13). Но даже на ней девочка играла восхитительно.
(14). По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
(15). Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
(16). Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
(17). И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
(18). А вокруг стояли люди.
(19). Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20). У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку.
(21). А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
(22). Хотя... посмел бы он?
(23). Все сразу начали бы глядеть на него.
(24). И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
(25). Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26). Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27). И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться.
(28). И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1.     Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:
«Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.


A2.     Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.


A3.     Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.


A4.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).

1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность


А5.     В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1)     (1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
        (2) Сперва он услышал музыку.
2)     (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
        (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3)     (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
        (18) А вокруг стояли люди.
4)     (23) Все сразу начали бы глядеть на него.
        (24) И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
узлом на пузе завязанной рубашке...


A6.     Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?» Такая форма слова говорит...

1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.


A7.     Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.



Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста.


В1.     Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.



В2.    Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.



В3.    Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.



В4.    В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.



В5.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах, (1) как на стебельках, (2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки, (3) в пыльных подорожниках, (4) лежал скрипичный футляр, (5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.



В6.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере, (1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, (2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.



В7.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Он и так уже стоит здесь, (1) наверно, (2) полчаса, (3) поэтому все, (4) конечно, (5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился, (6) чувствуя, (7) как наливаются теплотой уши и щеки.



В8.    Замените словосочетание слушали внимательно (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


В9.    Выпишите грамматическую основу предложения 23.

Часть 3.

Используя прочитанный текст части 2, выполните только одно из заданий: С2.1 или С2.2.


С2.1.
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.

Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.



Ответы на все задания.