ГИА по русскому языку для 9 класса с ответами




ГИА      по      русскому      языку      9      класс      с      ответами.

ГИА 9 класс.      Вариант № 2.

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1—А7 обведите кружком.
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания В1—В9 вы должны сформулировать самостоятельно.

ГИА 9 класс.

Часть A.

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера.
(2). Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, остановился в Повенце.
(3). Тогда это был маленький старинный городок: прорытого между Онежским озером и Белым морем канала ещё не существовало.
(4). В Повенец я приехал из Петрозаводска на пароходе.
(5). Остановился ночевать у знакомого агронома.
(6). Ночью я вышел на улицу, и меня поразило ещё невиданное мною зрелище.
(7). В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес.
(8). Он то сужался, то расширялся, собирался в складки, менял свой цвет.
(9). Я был очарован чудесным небесным зрелищем.
(10). Стояла незыблемая ночная тишина, которую изредка нарушал лай собак.
(11). При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.
(12). Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием.
(13). Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далёком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола "Малыгин".
(14). Надо льдами и снежной пустыней, над покрытыми снегом горами разгоралось сияние.
(15). При свете его я узнавал лица людей.
(16). Мне известны художники, пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, но запечатлеть его на картине довольно трудно.
(17). Сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается, то падает легкой занавесью, то вытягивается длинной колеблющейся лентой, то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.
(18). При свете северного сияния, отражающегося в снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки.
(19). Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
(20). Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
(21). Недаром многие путешественники, полярники-зимовщики, побывавшие в арктических странах и льдах, так часто возвращаются в эти далекие места.
(22). Кто знает, быть может, красота северного сияния - одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.
(И.Соколов-Микитов).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1.     В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему многие путешественники, побывавшие в арктических странах, стремятся туда вернуться»?»

1) Ночью я вышел на улицу, и меня поразило еще невиданное мною зрелище.
2) Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далеком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола "Малыгин".
3) Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
4) Кто знает, быть может, красота северного сияния - одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.


A2.     Укажите, в каком значении употребляется слово «экспедиция» (предложение 13).

1) Военная операция, проводимая обычно в отдалённой местности.
2) Группа участников поездки, похода.
3) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием.
4) Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.


A3.     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) (9) Я был очарован чудесным небесным зрелищем.
2) (11) При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.
3) (18) При свете северного сияния, отражающегося в снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки.
4) (21) Недаром многие путешественники, полярники-зимовщики, побывавшие в арктических странах и льдах, так часто возвращаются в эти далекие места.


A4.     Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ИЗВЕСТНЫ (предложение 16) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове ВПОСЛЕДСТВИИ (предложение 12) первый звук – [ф].
3) В слове ЕЩЁ (предложение 3) три звука.
4) В слове ЗАОНЕЖЬЮ (предложение 2) количество звуков равно количеству букв.


A5.     Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) берегу (предложение 1)
2) старинный (предложение 3)
3) поразило(предложение 6)
4) собирался(предложение 8)


A6.     Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».

1) разгоралось(предложение 14)
2) возвращаются (предложение 21)
3) расширялся (предложение 8)
4) изредка (предложение 10)


A7.     Укажите слово, в котором написание НН НЕ определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса – Н - от существительного, основа которого заканчивается на – Н -, пишется НН».

1) старинный (предложение 3)
2) невиданное (предложение 6)
3) длинной (предложение 17)
4) пустынный (предложение 22)



Часть В.

Прочтите текст и выполните задания В1—В9.
Ответы на задания В1—В9 нужно сформулировать самостоятельно.


В1.     Замените книжное слово «незыблемая» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



В2.    Замените словосочетание «лай собак» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



В3.    Выпишите грамматическую основу предложения 2.



В4.    Среди предложений 17-19 с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.



В5.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Недаром многие путешественники, (1) полярники-зимовщики, (2) побывавшие в арктических странах и льдах, (3) так часто возвращаются в эти далекие места. Кто знает, (4) быть может, (5) красота северного сияния - одна из причин, (6) неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.



В6.    Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.



В7.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Мне известны художники, (1) пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, (2) но запечатлеть его на картине довольно трудно. Сияние постоянно изменяет свой цвет, (3) переливается, (4) то падает легкой занавесью, (5) то вытягивается длинной колеблющейся лентой, (6) то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими желтыми, (7) красными, (8) зелеными и фиолетовыми лучами.



В8.    Среди предложений 12-14 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.



В9.    Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.